Кто бы не победил на выборах в США — ему достанется отнюдь не та страна, что была 5-6 лет назад, ещё до кризиса, даже не та страна, что была ещё два года назад, до начала президентской гонки.
Во-первых, выборы показали полную применимость «оранжевых технологий», причем всего спектра, непосредственно к одной из самых развитых буржуазных демократий.
Тут чего только не было: русские и китайские (было такое, да) хакеры, взломавшие избирательные машины, взаимные потасовки во время политических митингов, в лучшем стиле 19 века, подкуп психов, чтобы они сорвали митинги, инсценировка покушений, поджоги церквей, поливание грязью по ТВ с массой подробностей, за которые лет эдак 30 назад в тюрьму угодили бы все — и штат Трампа, вместе с кандидатом, и штаб Клинтон, конечно же, вместе с ней самой.
Это не считая слива компромата, блокирования митингов, потасовок с полицией и постоянных вбросов о том, что «выборы украдут». Нагнетание страстей шло до последнего. Под конец, олигарх Трамп устоил совершенно фашистскую демагогию на тему — «рабочий класс нанесет удар». Что там отожгла Клинтон — уже не важно, может женщин защищала, может цветных увещевала голосовать за себя — все равно, это была соразмерная с Трампом демагогия.
Во-вторых, выборы показали полное разложение традиционных институтов выборной буржуазной демократии.
Голоса во время праймериз постоянно воровались (Клинтон), главкандидат от республиканцев (Трамп) подделывал фин.отчетность. Влияние ведущих СМИ резко упало. Это нормально, когда ведущие буржуазные СМИ постоянно участвуют в околовластной пропаганде. Подаваемая ими информация, касаемая властей, часто по-другому и не воспринимается — пропаганда и агитация. Однако, скупка информационных конгломератов крупным капиталом и изменение модели предоставления информации — СМИ должно быть прибыльным, наилучшая форма организации при этом — таблоид, привела к тому, что доверие к традиционным СМИ оказалось уравнено с доверием к электронным таблоидам. А с учетом полного недоверия к предоставляемой информации — к конспирологическим таблоидам.
Важный момент, за Трампа работали ультраправые, неофашистские, клерикальное-консервативные, конспирологические таблоиды. И результат их работы — выигрыш Трампом номинации и равный бой с представителем истеблишмента. Вы только представьте, 2-3 месяца назад громадное количество крупных региональных про-республиканских изданий высказались против Трампа, и что? А ничего. У Трампа были козыри, например, Алекс Джонс. За последние пару лет, особенно за время компании Трампа, он себе раза в 2-3 поднял аудиторию и от крупного конспиролога, превратился в человека, чья пропагандистская деятельность сыграла громадную роль в продвижении Трампа. Его вынуждены были останавливать, в прямом смысле этого слова, крупнейшие СМИ страны.
Последнее, на самом деле, говорит о том, что свобода слова в США обернулась свободой агитации и пропаганды, при которой «мочить противника в сортире» — это единственный выход. Правил нет, победитель получает все. Сфера должна быть зачищена от конкурентов, так что ВСЕ средства хороши. В результате, ВСЁ информационное пространство США представляло собой карту бескомпромиссных боев, где противника убивали из всех стволов при любом случае, а если случая не было — его выдумывали. Размах этой компании легко превзошел даже крайне ожесточенную компанию 2012 года.
В-третьих, это вышедшие с политического поля крупные религиозные организации.
То, что было во времена Рейгана и Буша младшего, не повторилось сейчас — «Моральное большинство» не состоялось. Часть экспертов уже назвали эти выборы «самыми секулярным в истории США». Влияние церкви оказалось мало даже на своих прихожан, которые получали информацию и «политически ангажировались» вне неё. Влияние пасторов оказалось на нуле. Кандидаты от обеих партий не давали четкого убеждения за кого надо голосовать. И вот уже евангелисты голосуют так, как велит им их политический долг — то бишь, их экономические и политические убеждения, а католики из крупнейшего братства «Рыцари св.Колумба» просто говорят о том, что голосовать надо по совести и не выносят своих рекомендаций. Господь оказался на этих выборах не нужен, его благословение не легло ни на чью бошку.
В-четвертых, изменение пристрастий молодых людей.
Впервые в истории замеров опросов общественных предпочтений в 2014-2015 году большинство молодых людей выбрало «социализм» в качестве системы, при которой они хотели бы жить. Первоначальный страх перед выбором молодежи, сменился на успокоенность — против политической машины сложно идти. Сложно, но можно. Внезапный спурт Берни Сандерса показал, что независимые информационные площадки, пусть и таблоидного типа, вместе с сетевым активизмом молодежи, помноженные на активное участие молодых в компании (пикеты, мобилизация, обзвон потенциальных избирателей и прочая и прочая политическая рутина), которых привлекли социал-демократические лозунги — немаленькая сила. Ей по силам бороться на равных с представителем истеблишмента, за которого выступают крупнейшие СМИ, финансовый капитал и политическая машина одной из крупнейших партий страны.
В-пятых, разложение традиционных «политических меньшинств», которые оказались по обе стороны политических баррикад.
Компания показала, что принадлежность к меньшинству, за исключением традиционно этнорасовых, не обуславливает каких-то особых политических взглядов. Гей-фашисты и гей-демократы, феминистки за Клинтон и республиканские женщины/христианские феминистки за Трампа. Даже 25% латиносов, 1/4-1/3 азиатов и до 5-7% цветных оказались за Трампа. Чем дальше, тем больше старая буржуазия и старые представления об «интересах сообщества» отмирают, предоставляя представителям меньшинств — политический выбор. И тут оказывается, что он классовый или близок к нему, а демагогическое воздействие легче всего оказать в том случае, если взывать к классовой или материальной стороне общественного положения. И так делают все — Трамп, олигарх говорящий о рабочем классе, Сандерс, говоривший о нем же, или представитель «большой политической машины» Клинтон.
В-шестых, реанимация и массовый рост ультраправых движений внутри США.
Если американская молодежь вдохновляется идеалами «социализма» (как она говорит), то надо отметить, что далеко не вся. На другом крае политического спектра мы видим бурный рост и восстановление неофашистских, ультраправого движения. Их добровольное участие в компании Трампа было неоценимо, они представляли, зачастую бесплатную охрану митингам, активно участвовали в мобилизации, но самое важное было другое — их рост. Они вернулись из жалкого прозябания благодаря той риторике, что лилась с республиканского постамента.
Активная социальная и националистическая демагогия, расистские лозунги, игра на самых застарелых страхах своего электората, оживила ультраправое движение — их лозунги зазвучали с политических трибун, расистские высказывания стали допустимы, расистская агитация — применима и активно распространялась. Расизм стал респектабельным и отвоевал себе место под политическим солнцем Республиканской партии, точнее — он просто оказался страшно нужен, чтобы сколотить предвыборный блок, а вот что делать дальше с ультраправыми, которые уже жгут церкви и убивают имамов — это вопрос. На худой конец, есть ФБР и ЦРУ, они как-нибудь уладят это дело, в условиях роста политического недовольства леворадикальной американской молодежи.
В-седьмых, разложение госаппарата, который в результате выборов вынужден был плясать джигу, пытаясь удовлетворить разные амбиции разных же сил.
Одни только игры ФБР и конспирология после, когда ведущие англо-американские СМИ прямо напоминали отрыжку русской и украинской журналистики, докатились до пересказывания агентских шу-шу-шу и сообщений в Твиттере, где «вашингтонские мочили ньюйоркских», а директор ФБР плел страшный заговор, чтобы привести Трампа к власти. Параллельно с этим выступали отставные военные, бывшие члены ЦРУ сливали не то фейк, не то информацию, чиновники метались, пытаясь прикинуть, кто кого подсидит и какое место Володин займет в нынешних раскладах Вашингтона, когда Болтона пошлют губернатором в Воронеж.
Так, стоп, хотя… Погодите, вот же оно. Оно лежит на поверхности, но все проходят мимо него — эволюция США, если не случится Революции, идет в сторону России-Украины на местный лад.
И это в-восьмых.
Кучка крупных состояний, зачастую наследственных, которые стоят за Трампом — это, что-то типа будущего, которое уготовано нынешним США, если общественно-политическая система не будет меняться. Кучка олигархов, которые стоят за исполнительной властью, которые прямо дергают на ниточки и напрямую управляют всей буржуазной системой. Эдакий кооператив «Джонсон и сыновья». С той разницей, что до этого необходим ещё целый ряд переходных режимов, где будут постепенно ставится под прямой контроль общественные движения (под контроль олигархов, конечно же), социальная система.
Ещё большая концентрация и централизация капитала? Ещё большая централизация и концентрация власти политической, общественного влияния у единиц, у отдельных представителей класса.
Клинтон, в этом случае, продолжение идущей эволюции США в сторону единоличной диктатуры или некоего аналога Директории. Трамп — попытка, даже если он сам этого не понимает сейчас, резко запрыгнуть на эту ступень.
И схождение к Директории (я все-таки ей отдаю предпочтение), и нынешняя поляризация американского общества, с упадком церкви, СМИ, традиционных буржуазных институтов с ростом классовых конфликтов (да, в США растут забастовки и политические выступления) — это две стороны одной монеты.
Подпорки американской буржуазной системы гниют, она легко может соскочить в гражданскую войну. Быть может не в этот раз, в другой. Куда она двинется в этот раз, вот хороший вопрос.
Post your comments