Итак, 2,2 трлн рублей – госдолг субъектов Российской Федерации, почти ½ от него – бюджетные кредиты. В 50 регионах долг — более 50% собственных доходов, в 8-ми — более 100%. В среднем, около 31% бюджета регионов идет на погашение кредитов.
С 1 января 2018 года будет запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Это позволит им высвободить часть регионального бюджета – порядка 428 млрд рублей уже в 2018-2019 гг. Участие в программе является добровольным, но накладывает на участвующие регионы обязательства по темпам развития: на первом этапе в 2018-2019 гг. погашаются лишь по 5% долга, далее ежегодная доля закрываемой задолженности повышается до 20 % с погашением всей суммы до 2024 года. Регионы, которые смогут показать за эти годы рост собственных доходов, обгоняющий инфляцию, с 2020 года смогут перейти на новые условия и погашать по 10 и 5 % до 2030 года.
Позиции регионов по количеству высвобождаемых средств от реструктуризации бюджетных кредитов за 2018-2019 гг. в млрд рублей:
15,7 – Калужская область
13,1 – Омская область
12,9 – Саратовская область
12,5 – Кировская область
12,2 – Амурская область
12 – Смоленская область
11,8 – Нижегородская область
11,0 – Ставропольский край
10,8 – Забайкальский край
10,7 – Кемеровская область
10,7 – Краснодарский край
10 – Республика Мордовия
9,9 – Ярославская область
9,1 – Вологодская область
6,7 – Республика Карелия
5,4 – Новгородская область
4,8 – Костромская область
0,3 – Республика Марий Эл
Предполагается, что средства пойдут на повышение инвестиционной привлекательности регионов, развитие транспортной инфраструктуры и прочие полезные вещи. Большинство проправительственных СМИ и мелких пабликов-рупорков комментирует это в том смысле, что вот — это большая ответственность, наконец-то у нас что-то наладится на региональном уровне.
Не наладится.
Если быть точнее, то для погашения долгов необходимо поднять налоги. На создание новых производств, чтобы, опять же, повысить налоги, средств нет — это, в который раз, одалживать деньги у местных банков. С учётом коррупции, откатов, преференций в отношении определенных финпром групп в регионах, утопия полагать, что деньги будут взяты под что-то несогласованное с интересами этих групп. И уж точно, что никто из этих групп не даст региональному правительству набивать бюджет за счёт себя.
Во-первых, потому что зачем, все свои, чиновников этих тут не просто так ставили, чтобы они доходы олигархии резали. Во-вторых, потому что есть ненулевая вероятность того, что эти налоги пойдут в карман конкурентам. В-третьих, потому что это может усилить уже самих чиновников, которые решат, что могут не обслуживать интересы тех, кто из сюда назначил, а сформировать свой, а значит — опять же стать конкурентом. Далее см.во-вторых.
И что остаётся в этом случае?
Верно, остаётся а) продавать федеральную и муниципальную собственность, б) урезать соцрасходы и расходы региональных бюджетов — новые меры «строгой экономии» и оптимизации вполне возможны, в) увеличение косвенного и прямого налогообложения.
Получается классика: на население накинут долговую петлю, и будут медленно и оптимизированно его душить, чтобы «эта курица» не переставала пополнять региональный бюджет и расплачиваться по чужим долгам.
Post your comments