Долги наши тяжкие

Итак, 2,2 трлн рублей – госдолг субъектов Российской Федерации, почти ½ от него – бюджетные кредиты. В 50 регионах долг — более 50% собственных доходов, в 8-ми — более 100%. В среднем, около 31% бюджета регионов идет на погашение кредитов.

С 1 января 2018 года будет запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Это позволит им высвободить часть регионального бюджета – порядка 428 млрд рублей уже в 2018-2019 гг. Участие в программе является добровольным, но накладывает на участвующие регионы обязательства по темпам развития: на первом этапе в 2018-2019 гг. погашаются лишь по 5% долга, далее ежегодная доля закрываемой задолженности повышается до 20 % с погашением всей суммы до 2024 года. Регионы, которые смогут показать за эти годы рост собственных доходов, обгоняющий инфляцию, с 2020 года смогут перейти на новые условия и погашать по 10 и 5 % до 2030 года.

Позиции регионов по количеству высвобождаемых средств от реструктуризации бюджетных кредитов за 2018-2019 гг. в млрд рублей:

15,7 – Калужская область

13,1 – Омская область

12,9 – Саратовская область

12,5 – Кировская область

12,2 – Амурская область

12 – Смоленская область

11,8 – Нижегородская область

11,0 – Ставропольский край

10,8 – Забайкальский край

10,7 – Кемеровская область

10,7 – Краснодарский край

10 – Республика Мордовия

9,9 – Ярославская область

9,1 – Вологодская область

6,7 – Республика Карелия

5,4 – Новгородская область

4,8 – Костромская область

0,3 – Республика Марий Эл

Предполагается, что средства пойдут на повышение инвестиционной привлекательности регионов, развитие транспортной инфраструктуры и прочие полезные вещи. Большинство проправительственных СМИ и мелких пабликов-рупорков комментирует это в том смысле, что вот — это большая ответственность, наконец-то у нас что-то наладится на региональном уровне.

Еще по теме:  Лекция Томаса Пикетти в ЦДХ на Крымском валу 26 ноября 2015 года

Не наладится.

Если быть точнее, то для погашения долгов необходимо поднять налоги. На создание новых производств, чтобы, опять же, повысить налоги, средств нет — это, в который раз, одалживать деньги у местных банков. С учётом коррупции, откатов, преференций в отношении определенных финпром групп в регионах, утопия полагать, что деньги будут взяты под что-то несогласованное с интересами этих групп. И уж точно, что никто из этих групп не даст региональному правительству набивать бюджет за счёт себя.

Во-первых, потому что зачем, все свои, чиновников этих тут не просто так ставили, чтобы они доходы олигархии резали. Во-вторых, потому что есть ненулевая вероятность того, что эти налоги пойдут в карман конкурентам. В-третьих, потому что это может усилить уже самих чиновников, которые решат, что могут не обслуживать интересы тех, кто из сюда назначил, а сформировать свой, а значит — опять же стать конкурентом. Далее см.во-вторых.

И что остаётся в этом случае?

Верно, остаётся а) продавать федеральную и муниципальную собственность, б) урезать соцрасходы и расходы региональных бюджетов — новые меры «строгой экономии» и оптимизации вполне возможны, в) увеличение косвенного и прямого налогообложения.

Получается классика: на население накинут долговую петлю, и будут медленно и оптимизированно его душить, чтобы «эта курица» не переставала пополнять региональный бюджет и расплачиваться по чужим долгам.

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *