Голод сейчас — это политика

Голод в Эфиопии в свое время преподносился в качестве прекрасной иллюстрации «полной неспособности коммунистов накормить население своей страны». Было это уже на исходе существования СССР, голод был беспрецедентный даже по африканским меркам, а для неразвитой страны, разрываемой этногражданскими конфликтами и ведущей войну со своим соседом Сомали, его воздействие было просто катастрофическим.

В тот момент, в середине 80-х все крупнейшие СМИ подробно освещали голод в этой стране, слышались призывы немедленно оказать помощь, правительство Менгисту Хайле Мириама клеймилось почём зря. Мириама свергли, во главе Эфиопии уже с десяток лет стоит коалиция из двух этнопартий, страну также раздирают этнические конфликты, разрыв между бедными и богатыми увеличивается, а засуха 2016 года привела к голоду, который превзошел аналогичный 80-х годов. Но информационная повестка крупнейших СМИ была направлена не на поражение СССР, поэтому голода как бы и не было.

Но голод остался, и за последний год он охватил ещё несколько регионов. Количество голодающих увеличилось и достигло цифры в несколько десятков миллионов человек.

Создание независимого Южного Судана не принесло облегчения населению этого региона. Если раньше их убивала мусульманская арабская милиция и частные военные крупных корпораций, ведущих разведку и добычу минерального сырья, то теперь этим начали заниматься свои, доморощенные политики. Они стали очередной клиентелой крупнейших корпораций, добывающих нефть и другое минеральное сырье в стране. Положение ухудшалось ведущейся с 2013 года гражданской войной. В феврале 2017 года ООН объявило о начале голода в стране. Согласно их цифрам в Южном Судане нуждаются в продовольственной помощи около 5,8 миллиона человек. Без неё им будет крайне сложно выжить. Кроме того, в Южном Судане гражданская война привела к бегству 3 млн человек из 11 млн. Они стали беженцами их зависимость от продовольственной помощи абсолютная.

Южный Судан не одинок в этом: в Сомали, Нигерии и Йемене суммарно около 20 млн человек срочно нуждаются в продовольственной помощи. Там уже начался голод, и положение ухудшается с каждым днем. Если внимательно посмотреть на перечень стран, мы увидим у них нечто общее: в каждой из них ведется война.

Более того, практически все войны в этих четырех странах начались либо при посредничестве крупнейших мировых монополий — от Шеврон и Шел, до Китайской госкорпорации по добыче нефти, как это было в Судане и Нигерии, либо при прямом участии в развале страны непосредственно крупнейших империалистических держав — США в Сомали, или её содействии своим военным союзникам, таким как Франция, Саудовская Аравия и ОАЭ, ведущим войну с Йеменом.

В настоящее время, голод не является естественным следствием засухи, это практически всегда последствие политических действий. В первую очередь войны.

Еще по теме:  Милитаризм — а что плохого?

Всего, согласно определенным подсчетам, в мире голодают около 70 млн человек, а ООН заявляет, что для помощи остронуждающимся уже к июлю 2017 года потребуется $4,4 млрд.

Однако, голод не просто следует из войны, порой правительства сами его создают. Южносуданское, к примеру, жестко ограничило получение помощи беженцам. Особенно в районах, где действуют повстанцы. Оно скорее готовы уморить их голодом, кроме того, дети из голодных семей — это отличная валюта, их продают как товар, чтобы купить оружие. А что же крупные корпорации, которых много в регионе? Они добывают нефть и договариваются с той военной силой, что есть поблизости. Война войной, а прибыль по расписанию.

Правительство Саудовской Аравии и ОАЭ блокировали границы Йемена и отказываются пропускать гуманитарную помощь в страну. Йеменцы могут голодать сколь угодно долго, пока они не сдадутся реакционный монархистам из Эр-Риада, еду им никто не отправит. Ради этого саудиты и их союзники разбомбили Ходейду, крупный порт, через который активно импортировалось продовольствие.

В Нигерии голод никто не предвидел. Хотя постоянно растущие военные конфликты между кочевниками, которые искали новые пастбища, и земледельцами Юга должны были навести властей на мысли, что проблемы с плодородной землей будут в будущем только увеличиваться. И вот, очередная засуха, бегство кочевников на Юг, постоянные столкновения с кучей жертв с обеих сторон и вот уже население штата Борно голодает. Как обычно, дело не только в климатических изменениях — штат является ареной жестоких военных действий между Боко Харам и нигерийской армией. По традиции, оба военных противников не щадят гражданских жителей. За одними стоит фанатичная редакционная вера, за другими — крупный международный капитал, в первую очередь нефтяных концернов — Шелл, Шеврон, Тоталь и других, и местные олигархические группы.

Проще всего дело обстоит с Сомали. Во-первых, там центральному правительству, совместно с эфиопскими войсками и американскими наемниками, удалось справиться с группировкой Аль-Шаббаб, которая порядком надоела местному населению. Во-вторых, так как Сомали занимает стратегическое положение, то интересы международной торговли прямо обязывало держать территорию под каким-нибудь контролем, поэтому с голодом справились довольно быстро и «малой кровью».

Еще по теме:  Артемиада. История одной поездки в двух действиях. (Наблюдения о НеВоенной Горловке)

В чем же основная проблема в ликвидации голода, хотя бы в этих странах? Сочетание нескольких факторов:

во-первых, наличие правительства, которое тесно связано с международными концернами, крупными олигархическими группами и опирающимися на военные группы. Это правительства не являются «национальными» даже с буржуазной точки зрения: диктаторские режимы настолько тесно связаны с международным капиталом, с системой военного подавление бунтов населения, что неспособно даже спасти его от голода. Впрочем, при коррумпированной буржуазной военной диктатуре, прямо зависящей от мировых империалистических центров, население в расчет просто не берется;

во-вторых, войны, которые ведутся мировыми и региональными империалистами. Например, США, ЕС и Канада активно продают вооружение Саудовской Аравии и ОАЭ. Более того, США уже несколько раз бомбили Йемен, запускали томагавки по его территории, высаживали десант. Без бомб и вооружений, которые саудиты закупают за границей, они не смогли бы вести войну. Поэтому, как и в предыдущем случае, выходит, что голод напрямую связан с современной империалистической системой, с попытками региональных держав выторговать себе лучшее положение у мирового центра — США;

в-третьих, даже в тех странах, которые имеют буржуазно-демократическое правление, мы видим, что исключительная зависимость от международного рынка капитала и международной торговли, при неразвитом внутреннем рынке и общей неразвитости, а часто и не завершенных буржуазных реформах, включая передел земли между мелкими собственниками, приводит к постоянным голодовкам. В ряде других стран, например Западной Африке, низкий уровень индустриализации и устаревшие техники земледелия прямо провоцируют аграрное перенаселение и повторяющиеся голодовки. Кроме того, нехватка грамотных кадров в области сельского хозяйства, приводит к тому, что правительства этих стран даже не могут спрогнозировать наступление засухи, что дополнительно ведет к ухудшению ситуации в стране.

С какой бы точки мы не посмотрели на современный голод, следует признать — это прямое следствие экономических, политических и военных качеств современной империалистической системы.

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *