Посмотрел недавно фильм «Пионеры-герои» (Н. Кудряшова, 2015) и понял, что мы становимся свидетелями рождения неосоветского реализма. Это не симптом возрождения российского кино, это рождение чего-то принципиально нового. Попытаюсь разобраться, в чем новизна.
Кому-то покажется, что это фильм-отчаяние, фильм-крик в пустоте, фильм экзистенциального вакуума современного общества. Это и так ,и не так. В нем есть мотивы фильма-мечты, фильма-дерзания и порыва к высотам человеческого духа. Мы привыкли к низменному, привыкли настолько, что воспринимаем его как обыденность. Этот фильм открывает новые горизонты.
Фильм снят с небывалой теплотой к советскому. Потрясающая игра детей, как будто и правда советские дети играют. Возможно, скептики и либералы скажут, что это теплота к детству, фильм-ностальгия. Детство всегда предстает в таких теплых тонах. Но это не просто детство, это именно советское детство, это фильм об утраченных идеалах советских детей. И даже не просто детей, но советских людей.
В современном обществе имеет место вакуум идеалов. Само слово «идеал» звучит как-то несовременно, но тем хуже для современности. Герои фильма мечтают, взыскуют идеалы и находят их лишь в своем детстве. Современное общество не может дать человеку идеалов, оно дает только цели. Но ведь есть огромная разница между целью и идеалом. В советской философии проблема идеалов была чуть ли не ключевой в этике и аксиологии. Были написаны тонны книг по этой проблеме, но, видимо, недостаточно, если мысль философов не помогла спасти общество, стремившемся создать человека, руководствующегося идеалами, а не просто целями.
Идеал можно определить через цель, но все-таки это разные, если не противоположные понятия. Цели человека могут быть низменными, а могут быть высокими. Так вот, идеал – это высокая цель человека. Вместе с тем может быть «благородная» цель купить холодильник или новый автомобиль, но не может быть идеала купить что-то. Само словосочетание звучит абсурдно. Плоскость идеалов лежит в другом измерении, нежели просто человеческие цели. Я бы определил идеал как образ совершенного состояния (себя или общества, в котором человек живет), который становится для человека внутренним императивом, деятельным принципом.
Идеалы превосходят цели по масштабу. Скажем, человек, у которого есть только цели, задается вопросом: чем я могу помочь себе и своим близким. Человек с иделами не останавливается на этих вопросах, он идет дальше. Помимо этих вопросов он задается более масштабными и глубокими вопросами: чем я могу помочь своему обществу, своему народу и даже своему человечеству. При этом первые заботы — о себе и о близких — не исчезают, но приобретают новое звучание в более широком контексте, значит, становятся более осознанными.
Я бы сказал так: идеальный человек — это человек с идеалами.
Вернемся к фильму. Главный герой — успешный политтехнолог Сергей Сергеев — в детстве мечтал создать таблетку от смерти. И к тридцати годам от сожалеет, что занялся делом, которое его отвлекло от этой мечты. Он говорит об этом без стеба, без иронии, он реально сожалеет. Он чувствует, что пошел не по пути призвания, а по пути личной выгоды, по пути успешности.
Недавно у меня был день рождения, и друг пожелал мне профессионального роста. Я его перебил и сказал: только не карьерного. Я предпочитаю, сказал я ему, личностный рост карьерному. А ведь в нынешнем обществе одно подчас исключает другое.
Этот фильм о тоске по мечте, о голоде по идеалам. Да, советское общество было несовершенным, но оно было идеальным в том смысле, что давало человеку право и привилегию иметь идеалы и иметь возможность к ним стремиться, их достигать. Я уверен, что нас еще ждет новое издание такого общества, потому что не имея идеалов, мы теряем главную цель. А жизнь без цели, что логично, становится бесцельной.
Посмотрите этот фильм, очень советую, и может быть, в вас проснется этот голод по идеалам, которым пока спит, но который станет двигателем свершений и самосовершенствования. Ведь идеалы — это образ и себя совершенного. А только потерянный и пустой человек не хочет стремиться к себе совершенному.
P. S. И еще одно короткое замечание. Этот фильм удивительно созвучен циклу песен Виса Виталиса «Прекрасное далеко». Я даже был удивлен, что режиссер не использовал эти песни как треки к фильмам. Цикл из трех композиций пронизан ностальгией по утраченным идеалам и вместе с тем тоской и мечтой по ним.
Post your comments