О воображаемой традиции и Стерджесе

Одним из популярных приемов реакционеров, едва ли не основным у реакционеров в области культуры, является апелляция к воображаемой традиции. Традиции, существующей исключительно в голове самого реакционера и произвольно перелицовываемой под текущие реакционерские нужды. Вот, в частности, в связи с текущим скандалом с разгромом выставки Стерджеса мы можем наблюдать обильные тому примеры.

Вот некая Наталья Барабаш пишет на умеренно-имперском сайте «УМ+»

«Давно Стерджес не чувствовал себя такой важной персоной. Может, с тех самых времен, когда в Америке его два года подряд проверяло ФБР на предмет все той же педофилии. Ни одного дела против Стерджеса его противники не выиграли, обвинения не доказали. Да и было это в далекие 90-е. С тех пор в Америке и Европе границы дозволенного сильно сдвинулись. А в России — пока еще держатся».

 А вот православный публицист Худиев на «Радио Радонеж»:

«Консервативная позиция — это когда двадцать лет назад человек считал дурными и недопустимыми ровно те же же вещи, что и сейчас. Либеральная позиция — это когда он сейчас горячо отстаивает то, что пять лет назад считал мерзостью, о которой и думать постыдно, а еще через пять лет будет горячо поддерживать то, что считает мерзостью сейчас. … Пререкаемая выставка — еще один пример того же смещения границ, с той же риторикой. Делается нечто, что еще вчера было бы сочтено неприемлемым, даже наказуемым, но как-то осторожно, под другим названием — это фотоискусство, у искусства свои законы, а если вы не понимаете, вы просто человек дикий и не знаете высоких материй. Вы что, хотите преследовать искусство, мракобесы?»

И т. д. И т. п.

Еще по теме:  Восстание 1.0

Но «границ», на которые молятся эти и многие другие авторы, никогда не существовало в природе.

* Истерическая боязнь обнаженного тела никогда не была частью ни русской культуры, ни даже, если уж на то пошло, русского православия.

* Частью русской культуры является баня, в которую ходят обнаженными. И если в общественных банях кое-как проводилось разделение по полам — далеко не всегда и весьма небрежно — то в частных банях парятся всем скопом, невзирая на пол и возраст. Баня, кстати, — популярный у русских художников сюжет.

Дайнека* Аналогичным образом и с аналогичными оговорками частью русской культуры является купание голышом. Чудовищные англо-американские «закрытые купальники» российской истории неизвестны.

* Для классической русской живописи обнаженное тело было постоянной темой, кто не верит, может посетить Третьяковскую Галерею или Русский Музей.

* Включая живопись религиозную. Если вы взглянете на написанную по заказу русского императора картину Александра Иванова «Явление Христа народу», то увидите, что ее содержание мало отличается от фотографий Стерджеса.

* Да и сами православные иконы если уж на то пошло, во множестве содержат изображения обнаженных и полуобнаженных святых, начиная с младенца-Христа.

deineka007b* Культ здорового, сильного тела был важной частью художественной пропаганды в советские времена. Для всех возрастов и полов. Обычно для иллюстрации приводят детский кинофильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» (малолетние герои которого большую часть времени ходят голышом) или ссылаются на творчество Александра Дейнеки, но вообще тут можно перечислять едва ли не большую часть произведений искусства 1920-1950-х годов.

* Гипсовые и бетонные скульптуры обнаженных девушек были традиционным парковым украшением, как в царские, так и в советские времена. И нет, художественные достоинства этих скульптур были весьма умеренны. По этому поводу существуют тысячи карикатур и юморесок.

Еще по теме:  Клетка

* Советское фотоискусство также широко снимало обнаженную натуру, если вы возьмете журнал «Советское Фото», то фотографии «ню» занимали там до четверти всех опуликованных фотографий. Девочек-подростков в том числе — никому не приходило в голову выделять их в особую категорию или как-то нормировать.

* Классическим определением порнографии в российском праве является «грубо-натуралистическое изображение полового акта», и оно никак не связано с наличием или даже отсутствием обнаженного тела на изображении.

Нелишне отметить, что истерическая боязнь обнаженного тела — эта характерная черта американских протестантов-пуритан. Она была, кстати, одной из причин, из-за которых их выперли из Европы. Если где-то и есть какая-то традиция или «граница» — так это только у них. И добры молодцы, которые защищают традицию от Стерджеса — защищают от него совершенно чужую нам традицию.

Федор Зуев

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *