Политики, которые правили мировыми державами накануне Первой и Второй мировой, были отнюдь не глупее, а, во многом, даже образованнее нынешних — к примеру, многие из них получили классическое образование, со знанием древнегреческого и латыни, изучая их на античных первоисточниках о военных конфликтах древнего мира.
Обыватели того времени тоже хотели хорошей, долгой и интересной жизни для себя и своей детей, — а вовсе не горели желанием безвременно закончить ее под развалинами разрушенного бомбами дома или в загаженном окопе. Они не очень интересовались экономикой и политикой, но зато очень верили в газетные россказни о маленькой и победоносной войне, когда «наши доблестные армии» быстро разгромят наглых, коварных и трусливых врагов. И, даже когда земля уже плавилась под ногами, не ожидали от войны ничего другого — «а нас-то за что?».
Но логика развития событий, которая приводит к подобным войнам, не зависит от личной воли каких-то идиотов или злодеев во власти. Это не случайность, а закономерность, она с неизбежностью проистекает из логики развития кризиса мировой капиталистической системы, когда падение прибылей заставляет провоцировать передел рынков, а обнищание людей и попытки направить их гнев против «внешнего врага» приводят к разгулу шовинистической истерии и постоянному росту военных расходов. Маленькие провокации ведут к локальным конфликтам, политическое напряжение усиливается, а затем нарастающие из года в год противоречия в итоге однажды заставляют мир обрываться в каких-то второстепенных, на первых взгляд, звеньях — будь-то Балканы, Восточная Европа или Ближний Восток. Левые напоминали об этом еще в прошлом десятилетии, в начале нового витка глобального кризиса. Просто жернова истории мелют медленно.
Если все это приводило к войне раньше, ничто не заставляет думать о том, что это не может случиться снова. Да, учитывая наличие ядерных арсеналов мысль о мировой войне может поначалу показаться безумием. Но, на самом деле, обусловленное социальным неравенством безумие постоянно творится в окружающем нас мире — просто мы предпочитаем на замечать этого до последнего.
Украинцы, которые радуются происходящему в эти дни, в основной массе действительно не понимают, что фронт новой мировой войны, которую стараются сейчас раздуть всеми возможными способами, вполне может пролечь не в курдских горах, а в районе реки Днепр. А напрасно. Если бомбардировки Киева кажутся кому-то невероятными, стоит напомнить, что полтора года назад невероятными казались и воздушные атаки по Луганску, или ракетные обстрелы Донецка. И если у ограбившей вас элиты, которая теряет сейчас контроль над социальным кризисом и политической ситуацией в стране, всегда остается возможность убежать от войны к своим миллиардам в иностранных банках, и давно живущим за границей родным, то куда побежите вы, несчастные жоржи дандены из патриотических сообществ фейсбука?
В рунете признания в ненависти к туркам, с историческим отсылками к стародавним событиям «времен очаковских и покоренья Крыма», Шипки, Плевны, Фокшан, Севастополя и Измаила, попытки представить народ этой страны какими-то извечными врагами россиян, украинцев, славянских народов, христиан и всего рода человеческого — все это тоже поразительно напоминает националистическую истерию с разжиганием ненависти к Донбассу, Крыму и ЕС в украинских соцсетях. Особенно, когда это сопровождается бытовыми зарисовками о каких-то пьяных разборках с некими «наглыми турками» на каком-то рынке кожаных шмоток или на курорте в девяностых.
Я был на курорте в Анталье всего раз, в пресс-туре от газеты, но в частном порядке много ездил по нетуристическим областям этой страны, вплоть до ее отдаленных районов. Большинство ее жителей очень дружелюбны по отношению к жителям экс-СССР — куда дружелюбнее наших соотечественников. Да, негодяи и шовинисты встречаются везде, но на наших причерноморских курортах не меньше гопников, жулья и коррумпированных представителей милиции, от которых также страдают приезжие. Так, у меня есть очерк о том, как пограничники очень унизительно и незаконно допрашивали турок, которые шли с нами на сухогрузе «Сармат» в Стамбул. Просто так — оснований придраться к ним не было.
Нужно понимать: ответственность за сегодняшний инцидент в любом случае несут не жители этой страны, где на центральной площади стоят фигуры давно запрещенных в Украине Фрунзе и Ворошилова, а политический режим, очень непопулярный у самих турок, которые несколько лет подряд организовывают радикальные протесты против правительства Эрдогана. Среди них — активисты массового, влиятельного и боевого левого движения, многие из которых годами сидят за эту борьбу в тюрьмах, а также политические представители многомиллионной курдской общины, которые вместе принципиально борются против исламистов и потакающих им политиков.
Да, в истории нынешней Турции есть геноцид армян, этнические чистки греков, многолетние преследования курдов, аннексия Антакьи и части Кипра, попытки установить имперский контроль над сирийскими землями и бывшим «вилайетом Мосул» в Ираке, массовые политические репрессии и кровавые погромы, которые проходили в Стамбуле даже в послевоенные времена. Но такие скелеты есть в шкафу каждого государства, и всегда нужно уметь отличать его политиков от его народа. Потому что Эрдоган как никто выиграет от раздуваемой антитурецкой истерии, чтобы на ее волне сплотить вокруг себя недовольных своей политикой турок.
Post your comments