Горловка плотно вошла в режим вечерних перестрелок, но днем улицы как никогда многолюдны. Появляются даже какие-то довоенные ощущения Большого Города. Будто война — это какой-то страшный сон и не свистели в небе мины, не погибали дети, не ездила по городу бронетехника. Потом оглядываешься на разбитые окна, гусеничные шрамы на проезжай части и воронки на асфальте и…. Было. Так сердце сжимается от этого парадокса чувств, что предмайское тепло уже не радует.
С вечера 21 апреля Горловка почти каждый вечер и ночь слышит «гуляния» артиллерии и стрелковые бои. И становятся они все громче и задорней. Но… горловчане быстро к этому привыкают, корректируя свое понятие «нормальная обстановка». Итак, 21 апреля где-то с 19:30 жители Западой Горловки началась слышать тяжелое «уханье», больше всего напоминающее танки. Довольно далекие звуки с северо-западного направления. Если честно, я даже не стал их вносить в хронику, но потом в 22:43 загрохотало сильнее. В течение следующего часа шел довольно интенсивный, для нынешнего времени, бой. К полуночи все стихло. И вот 22 апреля, около 03:00, началось шумопредставление. Даже окна вздрагивали. Минут 40 был слышен гул чего-то тяжелого. Через сон так и не понял — танки или крупнокалиберная «арта».
Тихий день 22 апреля закончился для западных районов Горловки примерно в 14:30. «Такое чувство, что у меня во дворе стреляют, — позвонил меня знакомый. — Гупают и гупают. А до этого «Уралы» мимо окон мотались. Знаешь, как-то не по себе». Гремело недолго, но как оказалось — это была тренировка перед новой «вечеринкой». «Гупанье» слышали хорошо на ж/м «Комсомолец» часов с 21:30. Бой хоть и прерывался, но шел вплоть до полуночи.
23 апреля. Картина маслом и все та же. Жители западных районов где-то с 17:00 услышали несколько близких взрывов, а потом начались «баханья». Стрелковое оружие перемежалось с танковыми залпами и, мне кажется, минометами. Через час утихло, но, как сообщают жители ж/м «Солнечный», часов с 19:00 «огонь» открылся недалеко от северных районов Горловки. Тоже самое подтверждают жители 88 квартала. «Где-то со стороны Гольмы или Зайцево в небе были видны осветительные ракеты. Пасмурное небо, летит звездочка, вспыхивает, освещает какой-то район. Но самое интересное, что зарево отражалось от облаков — словно северное сияние. Красиво». Бой шел часа полтора. Потом — затишье, а с 21:30 снова начало грохотать. И снова с перерывами до полуночи.
Как оказалось, бои 23 апреля для Гольмы были репетицией перед следующий днем. 24 апреля все те же жители ж/м «Солнечный» сообщили, что часов с 11:30 в стороне Гольмы начало сильно греметь. «Арта» и стрелковое оружие с гранатометами слышались часа полтора. Потом утихло. Есть информация, что один из снарядов попал в жилой сектор. До вечера стояла тишина. «У нас тут не просто громко, а какой-то трэш-металл, — позвонил меня с «Курганки» приятель около 19:45. — Лупят по чем зря. Ну, ополченцы тоже отвечают. Не, на поселок не падает, но где-то недалеко. Все ходуном». Мне западногорловская «вечеринка» стала слышна примерно минут через 40. Переменная канонада стояла вплоть где-то до 23:00.
25 апреля. И снова время ближе к вечеру. Около 17:30 снова шум в западных районах Горловки. Отдаленный и еле уловимый. Но примерно с 21:45 загрохотало. Нет, простите… ЗАГРОХОТАЛО. Тяжелое и ствольное. У знакомого с «Курганки» пропала связь и только на следующий день он сообщил мне, что предыдущий вечер по сравнению с этим обстрелом был «цветочным». У некоторых жителей даже стекла повылетали. Вплоть до полуночи шел обстрел в районе «дуги»: поселок шахты им. Гагарина — Майорск — Гольма. Словно вернулся январь.
26 апреля. Думаете передышка? Куда там! С 19:00 жители 88 квартала сообщили, что снова в северном направлении начался бой. Правда, далекий и, по сравнению с «субботним» — тихий. Часа через два и я на западе Горловки услышал звуки боя, но, в основном, стрелкового. Закончили «бахать» за час до полуночи.
27 апреля. Устал уже писать об одном и том же. Вечерний бал от артиллеристов в северной части Горловки. Об этом снова сообщили жители ж/м «Солнечный». Около 20:00. Бой шел часа два, потом стихло. За полночь в том же направлении артдуэли возобновились, не надолго — 40 минут или час. Сегодня, 28 апреля, днем на западе Горловки около 15:30 были слышны три взрыва. Пока вечер и предночье — тихо. Первый день за неделю! Пока писал = загрохотало. 22:15. Запад. Ствольная «арта».
Что ж… немного о мирной жизни. Вкратце, потеплело. Да так, что днем уже ходишь в футболке. Люди продолжают выходить на субботники и убирать город. По-моему, ЦГР никогда таким чистым не был. А еще продолжают собираться на пикники и даже катаются на катамаранах по Короленковским прудам.
В магазины завезли пиво. Литровое — по 36-42 грн., поллитровое — 18-24 грн. Российские продукты начали появляться не только в супермаркетах, но и «магазинчиках на углу». В основном, это газировка, соки и кондитерские изделия. Все забываю рассказать, открылись ларьки «Вода Святогорья». Вода там с особым приазвоским солоноватым вкусом. Говорят, что везут из Тельмановского района. Да, на заправке «РосОйл» газ для авто уже идет по 12 грн. В некоторых городских автобусах начали принимать «проезд» в рублях. А еще говорят, что на выходных в город зашли колонны продовольствия. И людям посчастливилось попасть в Артемовск и обратно без пропусков. Причина? Украинские блокпосты инспектировал ОБСЕ.
Хуже всего обстановка сейчас на Гольме. Жители продолжают быть почти отрезанными от города, во многих местах отсутствует свет и вода. Приятная новость — в полях видна сельхозтехника. В основном, в неприфронтовых полях. Жители поселка «Курганка» рассказывают, что с Дзержинском через их местность наладился пеший путь. Люди идут до шахты «Южная», а там где-то в пригороде садятся на маршрутки или троллейбус и отправляются за продуктами и пенсиями. Как писал ранее, с субботы, 25 апреля, возобновились выплаты пенсионерам — апрельские: «Правда, говорят вначале в центральных отделениях, а чуть позже — районных. Очереди у касс ЦРБ — солидные. От 50 до 100 с лишним человек. Все, как всегда — списки, уточнения и бумажечки «регистраторов»…».
С 27 апреля медицинским работника нашего города начали выдавать заработную плату за февраль. Выплаты в гривнах. Также дали работникам культуры и некоторых социальных служб. «Учителям и техработникам школ 15 апреля начали давать гуманитарку в Доме учителя, — рассказал мне знакомый горловский педагог. — В гуманитарке — 5 кг муки, 2 кг сахара, 1 кг гречки, 3 банки тушенки, 4 банки сардин, 1 банка сгущенки».
Рано радовались вечерней тишине 28 апреля, товарищи. Полчаса уже как в западной Горловке слышны мощнейшие взрывы ствольной артиллерии. Тяжёлой, явно больше 100 мм. И танки. Долбают сильно. Сейчас образовалось затишье, но вдали снова начинает грохотать. Здравствуй, январь.
Егор Воронов
Post your comments