«Дурак», «Левиафан» и Великая русская культура

«Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг
другу никто!»

Фильм «Дурак» Быкова нельзя не сравнивать с «Левиафаном» Звягинцева. Сюжеты похожи — в обоих фильмах маленький человек противостоит государственной машине. Но Николай, герой «Левиафана» борется, чтобы сохранить свой дом и образ жизни. А Дима, герой «Дурака», борется чтобы спасти жизни совершенно незнакомых людей. Бескорыстно помогать людям, как Дима, — поведение, полностью противоречащее идеологии, торжествующей в современной России. В нашем искусственно атомизированном обществе поймут, когда ты заботишься о своей семье, но назовут дураком, если ты переживаешь за того, кто тебе «никто». В кульминационном моменте фильма Дима формулирует свою основную, можно сказать революционную, идею: «Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто!»

Вот Николай, герой «Левиафана», не дурак. Он переживает только за свою семью, весь остальной мир он искренне ненавидит. Николай борется с Государством-Левиафаном, но у героя Звягинцева него нет ни мечты, ни идеи, ни образа жизни — ничего, что было бы альтернативой этому Государству-Левиафану. Ничего, что противоречило бы идеологии российской власти и общества. Николай сражается за дом и землю под ним. Он не согласен оставить все это и жить серой жизнью наемного работника, но будет биться насмерть за то, чтобы жить серой жизнью мелкого хозяйчика.

дурак2Если рассматривать «Левиафан» и «Дурака» через призму Великой русской культуры, то герой «Левиафана» похож на героя «Шинели» Гоголя или персонажей «Вишневого сада» Чехова. Мы, читатели, сочувствуем этим героям, но не восторгаемся ими. Тогда как герой «Дурака» — это Данко Горького, который вырывает свое сердце, чтобы осветить дорогу людям. Образ, который вызывает восхищение, а не жалость. Положительный герой Русской литературы готов сражаться насмерть не за свою землю, не за дом, а лишь за счастье всего Человечества, не меньше.

Еще по теме:  Лабиринт из одной прямой линии

Либералам очень понравился «Левиафан», ведь этот фильм воспевает мелкого буржуа и его бессмысленную борьбу против государства. Мне же как левому ближе «Дурак» Быкова. Если все люди будут вести себя, как Николай из «Левиафана», у нас тут будет Сомали. А если все будут, как Дима из «Дурака», то будет коммунизм.

Дмитрий Зыков

Tagged with:    

About the author /


Related Articles

1 комментарий

  1. Manul

    Согласен почти во всём. Правда, как мне кажется, нет в «Левиафане» ни какого-то чрезмерного воспевания мелкого буржуа (скорее наоборот — Коля выглядит крайне жалко), ни какой-либо его активной борьбы даже за свой несчастный дом и т. н. «бизнес» (хотя то, чем он занимается — чинит машины за копейки, даже бизнесом и не назвать). Вместо активной борьбы за свой дом несчастный и морально опустившийся Коля весь фильм пьёт, пьёт и ещё раз пьёт, деградируя и опускаясь от бессилия и безысходности.

    Дмитрий тут правильно подметил — его может быть жалко, но восторгаться там уж точно нечем. Я не либерал, но фильм «Левиафан» мне понравился своей реалистичностью, так как прекрасно отражает отвратительное состояние нашего общества при капитализме. Безусловно, быковский «Дурак» по своему посылу значительно мощнее — он даёт надежду. «Левиафан» же, как фотограф-репортажник, просто предлагает посмотреть на себя со стороны — вот такие мы теперь уроды, вот так ужасно и тленно мы живём, как опустившиеся пьяницы, у нас нет никакого будущего. За жёсткий реализм ставлю этому фильму твёрдый зачёт. Но вот отсутствие будущего очень удручает. Фильм «Дурак» же даёт надежду на будущее.

    Странная параллель, да, но сантехник Дима своей альтруистичностью и готовностью рисковать и страдать за правду мне напомнил коммуниста Губанова, которого блестяще сыграл Евгений Урбанский в потрясающе сильном фильме «Коммунист».

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *