Поездки в Артемовск (ну, или Бахмут, если для вашего слуха название этого города уже более привычно) — далеко не самая новая тема для разговоров среди горловчан. Кто-то едет туда на торговый промысел, кто-то — по личной необходимости, а другие и вовсе ради любопытства. Последний раз в Артемовске я был, кажется, в конце августа 2014 года, когда возвращался из странствий по «обновленной Украине» в свой военный город. После этого ни необходимости, ни желания приезжать туда не было. Начались проблемы с пересечением блокпостов, очереди, системы пропусков и еще много разных унизительных вычурностей государства, гражданином коего я был еще пару лет назад.
Вначале истории о прохождении украинских пунктов пропуска меня возмущали. Потом — печалили. Но, в конце концов, я свыкся с тем мраком, который по несколько часов (а то и суток) изо дня в день испытывают мои соотечественники, пытаясь попасть в Артемовск и обратно. И все потому, что для меня это были истории. Об учебных гранатах, кидаемых нацгвардейцами ради развлечения в салон автобусов. О лекциях на патриотические темы. О поборах и растущих расценках на проезд вне очереди. Каким-то россказням я верил, каким-то — нет. Но их постоянное обсуждение притупило во мне интерес к происходящему на трассе Горловка-Артемовск. Творящийся там бардак стал привычной обыденностью. Мол, все и так все знают. Но оставить эту тему в стороне я все-таки не могу. Она должна быть озвучена в «Наблюдениях»… Хотя бы как заметка-рекомендация для тех, кто собирается совершить свое путешествие «Туда и обратно».
И, вот история одного человека, которому по необходимости несколько дней назад пришлось съездить в соседний украинский город. Безусловно, сколько людей — столько и мнений, но к его истории я не смог остаться равнодушным. Думаю, что она вполне типична для происходящего сейчас на пути в Артемовск. «Когда читаешь новости об очередях на блокпостах, то возникает вполне логичная мысль: «Какая необходимость ездить за пределы города в такое время?» У кого как, а у нас — родительский инстинкт. Внуки растут, а одежда, купленная им «на вырост», книги, велосипеды, зимняя резина на машину, что вывезла их прошлым летом «на море», должны быть использованы. Вот и отчаялись два пенсионера на этот марш-бросок. В «шестерку» было взято все вышеперечисленное: 3 солидных тюка с одеждой и обувью для 3 внуков, 4 ската, теплое одеяло, 2 термоса с кипятком, бутерброды из расчета на целый день, запас бензина и лекарства для себя», — рассказала мне одна знакомая горловчанка.
В очередь со стороны Майорска они стали около 05:10. Вокруг было еще темно. С обеих сторон дороги — посадки, а вверху… необыкновенно звездное небо. Сколько машин стояло впереди — не было видно. Водитель, стоящего впереди «мерса», сказал, что на днях было больше. «Ждем рассвета, а за ним и открытия КПП. Рассвело. Бесконечная цепочка машин впереди и сзади. В 09:15 началось движение, если таковым можно назвать «проползание» вперед на 50-70 метров каждые 15 минут. Ехали, стояли, ели, читали, говорили по телефону, гуляли вдоль колонны, слушали музыку, общались с соседями по движению. Видели проезжающие мимо 3 машины ОБСЕ и 2 машины ООН. КПП «Зайцево» проехали в 16.45. Проверка документов заняла минут 10-12 вместе с осмотром багажника и салона. Возникающая мысль о том, чтобы занять очередь в обратную сторону, полностью рассеялась при виде череды машин из Артемовска», — отметила моя собеседница.
Ее целью в этом городе было одно из отделений «Новой пошты», работающих с понедельника по пятницу, с 09:00 и до 19:00. Тем, кто не знает города, направление проезда лучше спрашивать у таксистов, так как в Артемовске сейчас больше переселенцев, чем местных. «На почте людей было много, но, в основном, на получение. Возможно повезло, но посылки мы отправили быстро. Пора было думать о ночлеге. О том, что в один день не удастся справиться — было понятно еще в Горловке из разговоров со знакомыми. В гостинице забронировала номер через интернет. Гостиница «Украина», в центре. Из экономии заказала самый дешевый номер без удобств (170 грн на двоих). Удобств, действительно, мало. Даже постельного белья при нашем появлении не было. Не успели поменять. К ночи практически все номера были заселены. Есть платная стоянка — 1 грн. в час. Тонкие перегородки между номерами и мощные колонки в баре дали возможность разделить радость обитателей. Да, на счет «затариться» дешевыми продуктами. Сил искать и сравнивать цены не было. Зашли в магазин напротив гостиницы. Купили лоток яиц (1,95 грн штука), чай с ромашкой, растворимый кофе «Нескафе голд» его в городе у нас нет, и (не осуждайте) рошеновских конфет «коровка» 300 граммов. Любим, российских аналогов пока не встретили», — продолжила рассказ моя знакомая.
По ее словам, подгоняемые страхом остаться здесь еще на одну ночь, они сорвались в обратный путь в три часа ночи. В 03:20 стали за светящимися «стопами» последней машины в 30 метрах от стелы «Артемовск». Собеседница рассказывает дальше: «Холодно. Не спится. Около шести часов появилась детская коляска с горячим чаем и пирожками. Две местные «жиночки» сразу были взяты в кольцо сонными водителями. Вот и время открытия КПП. Движения нет. Нет его ни в 9 часов, ни в 10, ни в 11…Нервы у стоящих не выдерживают. Люди организуются в группу наведения порядка очередности и звонков на горячую линию. Появляются двое военных для «фильтрации» льготников. Почему только сейчас? Мимо всю ночь ехали машины вперед. К льготникам, кстати, они относят детей до года и инвалидов ТОЛЬКО 1 группы. Но как же их много судя еще по двумм рядам машин. Один из военных стал громко обвинять стоящих в очереди в том, что это они пропустили льготников, и что из-за этой работы здесь он никак не может получить статус участника АТО».
Рядом с машиной знакомой на обочине появилась женщина с шестью сумками! Она не смогла сесть в автобус на автовокзале, т. к. там двухкилометровая очередь. Решила попытать счастья добраться до КПП на стоящих тут. Стоящих уже 9 часов. Люди остановили ей едущее мимо такси, которые пускают до КПП. «Наконец поехали. Хвост сзади за горизонт в город. Общаемся с друзьями по несчастью. Эти из Луганска. Едут в Дебальцево. Ночевали в машине А вот земляк из Горловки, живет рядом, и работал со свекром, и учился с мужем. Тесен мир! Ездили с женой в гости к внукам. Кто смеет запретить? В разговор вклинивается активный молодой человек. Только подъехал. Сочувствует, поддерживает, просит пропустить, предлагает заплатить. Мы не решаемся (все по-честному), хотя, очень обаятельный, жалко его и тех, кто с ним в машине. Он все-таки проехал. И не он один таким образом.
Медленно продвигаемся. До КПП еще далеко. Впереди согнулся под тяжестью сумок мальчишка лет 19. Попросил подвезти, еле ноги передвигает. Студент. Добирается из Краматорска домой в Енакиево. Тащит компьютер, обогреватель, вещи. Мама названивает ему бесконечно. Я думаю, это волнительное путешествие для молодого человека призывного возраста. Ползем мимо знаков 800 м до…, 600, 400, 200. Биотуалеты (ужасные!), мед.пункт… Вот нам дают талон. Надо указать кто едет, сколько, марку машины и перевозимый груз. Вот и проверка документов, досмотр и через 10 минут мы на пути в Горловку. На часах 17.10, мы дома!», — завершила свой рассказ горловчанка.
В общем, на этом наша беседе могла и вовсе закончится, но… После такого рассказа всегда остаются мысли. Не самые радужные, да и не особо предрасполагающие к оптимизму, но… Еще несколько слов от моей собеседницы, которые, на мой взгляд, должны войти в эту небольшой рассказ: «Что это было? По сравнению с обстрелами — это небольшое приключение, легкая прогулка. Очередное испытание на выживание в условиях блокады. К испытаниям народ относится у нас по приницпу «Прорвемся! Что там еще придумали?». Были уже бессонные дежурства у закрывающихся банкоматов, переселенческие «опупеи». Вывоз больной матери и старой тетки для оформления пенсий, влипание в чудо-юдо под названием «Дельта банк», похороны матери и невозможность проехать без пропуска, объезды по минным полям, покупка пропуска, подвалы. И у каждого своя история и свое отношение к происходящему. И все ждут мира!».
17.11.2015
Post your comments