Вот еще интересный факт из рассказов Лема о своей жизни.
В 1941 году советский Львов — где Лем успел проучиться год в советском медицинском ВУЗ-е и даже успел получить приглашение вступить в комсомол, от которого отказался, сославшись на то, что ему еще надо поработать над повышением своей сознательности — был захвачен нацистами (немецкими и украинскими). Соответственно вся учеба в советском вузе стала как бы и не нужна, поэтому все студенческие документы — зачетки, аттестаты, справки, печати, все — все было выброшено на свалку.
Но один монах-бенедиктианец в этом же 1941 году приехал на эту свалку и все-все документы тщательно собрал. И когда СССР в лице Красной Армии через несколько лет вернулся, те студенты, кто уцелел, потом у этого монаха свои документы покупали — некоторые даже, как вспоминает Лем, свои студенческие документы еще и подправляли в сторону улучшения.
Очень показательный, хотя и мелкий факт. Этот безвестный монах видимо знал один историко-политический закон: русские всегда возвращаются.
В фильме (довольно дурацком) «Особенности национальной рыбалки» финка говорит практически то же самое своему мужу-финну (цитирую по памяти): «Знаешь, моя бабушка застала еще времена русских и говорила мне: «Русские обязательно вернутся за своей водкой»».
Если серьезно, то я очень хорошо запомнил, как в 1991 году, когда развалилось всё и вся, я прочел в какой-то газете статью одного неизвестного мне венгерского философа, сказавшего, что примерно раз в 50 лет у всех, а особенно соседей России, складывается впечатление, что России больше нет, и что об нее можно вытереть ноги, наплевать и забыть. И что каждый раз это кончалось тем, что на чердаке или антресолях приходилось искать покрытые пылью разговорники русского и учить фразы типа: «Я есть простой мирный гражданин» или «Не стреляйте, мы сдаемся!» или что-то в этом духе.
Очередное возвращение русских произошло быстрее, чем я предполагал в 1991-м.
Тут — для слишком непонятливых товарищей — должен оговориться. Для меня-то лично более интереснее возвращение Красной Армии, ну а то, что во время оные она состояла во многом из русских — то это фактор второго рода, хотя мне, как русскому, и приятный.
Во-вторых, нынешнее возвращение вызывает у меня сомнения — в том смысле, что основа его, вспоминая наше ворье, попов и вообще буржуйскую сущность нынешней России — основа его очень гнилая и не приведет ли это к большим проблемам, учитывая, что против играют слишком много гораздо более мощных игроков, а союзников у России нет вообще (у СССР союзники были везде, в середине века практически каждый, кто верил в социализм, был в какой-то мере еще и де факто засоветским).
Но тем не менее — читая западную именно прессу — можно сказать, что русские опять вернулись. Посмотрим, что из этого выйдет.
Post your comments