Американский хип-хоп оранжад или кубинский Fuck Da US

Президент США приехал на Кубу. Исторический визит, как ни крути. По идее, тут должна была бы быть «аналитика» и рассуждения на тему «как так получилось, что они наконец встретились» — Куба, последовательный противник США и её империализма, и сам мировой жандарм, — но не будет. Зато я предлагаю вспомнить совсем другое – о современных тайных операциях США на Кубе с целью устроить там «оранжевую революцию».

Куба рэпРечь идёт о вполне известных и даже обыденных вещах: как под видом помощи «кубинской демократии» штатовские международные агентства пытались инфильтровать те или иные слои и группы кубинского общества. Одним из самых ярких примеров, о котором хотелось бы поговорить, является попытка инфильтрации кубинского хип-хопа. Для начала зададимся вопросом: почему именно хип-хоп? В целом ответ довольно банален: с точки зрения ряда современных теорий критически важно для будущих преобразований получить влияние у той части населения, которая может стать их мотором. Причем, у этих групп должны быть очень серьёзные претензии к властям. В случае Кубы упор был сделан на молодежь и в первую очередь на черную молодежь.

Молодежи в теоретических построениях современных «либерально-революционных» теоретиков отводится самая серьезная роль: этот слой (на самом деле слои) подвижен, он в той или иной степени обособлен от других возрастных страт особыми культурными предпочтениями. У молодежи отличающаяся от других «культура потребления» и взгляды (при всей определенности, молодежь «ищет себя»), наконец, в силу большего давления безработицы в период кризиса именно она наиболее подвержен быстрой раскачке и политизации.

В 1990-е и 2000-е для многих молодых афро-кубинцев хип-хоп оказался «своей музыкой». Основная масса хип-хоп исполнителей касалась наболевших тем: положения афро-кубинцев в местном обществе, связи поколений, в частности, через обращение к теме кубинской революции, влияния негритянской кубинской культуры на культуру острова вообще и т. д. Расцвет кубинского хип-хопа, когда он заявил о себе на весь американский регион, пришелся на 2000-е годы. Продюсеры приезжали на Кубу со всего региона, дабы успеть урвать перспективного артиста и вовремя его охомутать. Начиная с этого времени, USAID – известные «носители демократии» — начинают свою деятельность по проникновению в хип-хоп среду. Как отмечал один из исследователей кубинской афро-культуры (особенно хип-хопа), чиновники из Госдепа готовы были выпрыгивать из штанов, лишь бы узнать контакты исполнителей и их связи в кубинской хип-хоп среде. Как раскопала Associated Press, всего USAID были заняты как минимум в трёх подрывных проектах, которые провалились.

Еще по теме:  Портрет избирателя: домохозяйки из пригородов и странные выборы

Для облегчения действий на музыкальном направлении USAID подключило компанию Creative Associates International, которая действует в качестве «проводника демократии» по всему миру, занимаясь разными проектами от образования и до доступа к водным ресурсам бедного населения. Как видим, подход к проникновению в те или иные страны весьма продуман и избирателен. Он основан на том, что в той или иной стране всегда найдется море проблем. Главное – это предложить «грамотное их разрешение», такое, чтобы укрепить власть ТНК и империалистов над страной, заполучить (точнее подкупить) поддержку местного населения и создать своих агентов влияния. Так убиваются сразу несколько зайцев: организации, которые защищали бы права и интересы местных жителей — рабочих, служащих, крестьян-батраков — изолируются и лишаются поддержки, а значит не могут серьёзно угрожать политической власти местных марионеток-олигархов и внешних концернов, а последние держат на крючке местных «баронов», чтобы особо не рыпались. Все по известному принципу: и эти овцы, и эти луга, и этот гребаный замок — все это будет, сынок, наше.

Но выгорает такая «беспроигрышная стратегия» не всегда.

В случае же хип-хоп исполнителей провал был тем ярче, что даже самый оппозиционный исполнитель — Los Aldeanos – не собирался на тот момент не то что свергать, но даже покушаться на власть Рауля Кастро и компартии. Это был сильный удар по самолюбию Райко Божича (Rajko Bozic), продюсера сербского происхождения, открыто симпатизировавшего правому ОТПОР-у (та самая, в первую очередь политтехнологическая, студенческая инициатива, которая участвовала в свержении Милошевича, лидеры которой в массе своей прямо работали с ультраправыми и правыми движениями и партиями), и приложившего максимум усилий, дабы охмурить члена группы Альдо Родригеса (Aldo Rodriguez).

Всё же, попытки заигрывания продолжались. Божич активно пытался свести вместе кубинских исполнителей и американское правительство. Чтобы облегчить все эти действия, в Панаме была создана компания Salida, возглавляемая юристом из Лихтенштейна. Борьба Божича с «коммуняцкой цензурой» успеха не принесла: его вместе с известным DJ Адрианом Монсоном (Adrian Monzon) и рядом других бойцов за «життя не по лжи» кубинское правосудие бодро сажало несколько раз за решетку. А потом был просто эпический провал, когда кубинская полиция взяла его с флешкой, на которой были задокументированы все связи Божича с местной хип-хоп тусой, да и не только.

А потом Алан Гросс, ещё один фрахтовик местных музыкантов, был взят за то самое место и отправился греть своей задницей нары… Аж на 15 лет! Жестокое и тираническое кубинское правосудие! Как оно могло? А вот просто. Взяло и смогло.

Еще по теме:  Латиноамериканцы на ММКФ

На этом приключения бравой панамы и бравых сербских братушек на карибах не окончились. После периодических посадок в тюрьмы, из игры выбыл Божич, которого заменил его верный кубинский напарник Монсон. Попытки заигрывания с кубинскими реперами продолжились, в частности, Los Aldeanos вывозились на «демократическую тренировку» в Сербию, на фестиваль EXIT (основан как раз Божичем, для целей сбора хип-хоп молодежи и последующей их обработки в нужном ключе). После этого, вместе с рядом кубинских знакомых, хип-хоперов удалось пристроить на Rotilla — крупнейший независимый музфестиваль в Кубе, где со сцены можно часто услышать откровенно анти-кастристские заявления.

Забава длилась недолго: в 2011 году Монсона взяли, после его попыток встречи в Майями со сторонниками «демократического переворота», и посадили. По фестивалю и подпольной хип-хоп сцене правительство нанесло несколько довольно жестких ударов, пересажав наиболее открытых сторонников сотрудничества с США, но пострадали так же и те, кто вообще ничего не предпринимал (по кубинским законам, сотрудничество с USAID, да и вообще с любой иностранной организацией в деле попыток свержения правительства карается тюрьмой; успел что-то сделать причастный или же нет — властей не касается). Однако в целом кубинскую хип-хоп сцену это затронуло не настолько сильно, как могло бы показаться.

Так что провокационное вмешательство USAID в деятельность кубинской музыкальной сцены могло привести не к «росту демократии», а скорее к гонениям. Что ещё раз подтвердило: империалистические «борцы за свободу» легко жертвуют свободой других и борются не за неё, а за интересы своих хозяев. В данном случае – США.

Как потом выяснилось, причиной провала деятельности американских агентств была не только активность местных властей, но и то, что большинство кубинских хип-хоп исполнителей либо имели возможности для критики власти и делали это открыто, либо делали это опосредованно, причем, практически все они в той или иной степени сотрудничали с кубинскими властями, либо работали с ними совместно. При этом нисколько не отказываясь от уличного активизма, работы в афро-кубинских сообществах и т. д. Просто для кубинских рэперов наследие кубинской революции оказалось важнее, чем «демократические ценности», которые им впаривали главные недемократы планеты.

Что касается попыток устройства переворота на Кубе таким вот «грамшианским» образом, они подтвердили простую истину — даже переворота на пустом месте не бывает.

Кристо Аргириди

Tagged with:     ,

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *