Трехгрошевый «Ленька Пантелеев»

Благодаря союзу петербургских блоггеров, я посетил вчера в ТЮЗе, знаменитый мюзикл «Ленька Пантелеев», о котором уже пару лет благосклонно отзываются в петербургском свете.

Надо сказать, что я специально не читал отзывы и рецензии, стремясь к восприятию спектакля на чистую голову. Первый акт «Леньки» оказался адаптацией «Трегрошовой оперы» Брехта и первые полтора часа представления я провел в угрюмой задумчивости, рассуждая хорошо это или плохо? Не скрою, я ожидал оригинальной инсценировки, но потом решил, что адаптированная версия бессмертного сюжета Брехта, прекрасно ложится в историко-культурный контекст 20-хх годов. НЭП, эпоха термидора, бывший боевой товарищ Леньки, начальник Ленинградского УГРО Смирнов переродился и берет взятки у мафии нищих, но все равно тоскуют по былым временам. Сам Ленька, продолжая оставаться верным идеалам прошлого, грабит богатых и раздает награбленное бедным, мечтая поплыть по миру на белом пароходе предаваясь свободной любви.

Но мы знаем, что в суровых реалиях России история Леньки Пантелеев окончилась не так как одиссея Микки-Ножа и замка Мармелад он не получил. Чтобы решить наклевывающиеся противоречия, режиссеры спектакля, Максим Диденко и Николай Дрейден решили бросить вызов классику. Скажу откровенно, лучше бы они этого делать не пытались, а поставили бы по Брехту и второй акт. С большим трудом я досмотрел оставшиеся полтора часа мюзикла, где запутавшийся в тонкостях свободной любви Ленька попадает в тюрягу, грешит убивая охранника, подвергается мучениям ибо Политбюро нужен его общак, приговаривается к смертной казни, но тут… на сцену выбегает дедушка Ленин, милостиво заменяет герою повешение на расстрел и живьем ложится в Мавзолей. Ничего не скажу, расстрел Пантелеева был решен режиссерами красиво и трогательно, мне понравилось.

Еще по теме:  Странная особенность эмигрантов

Людей неравнодушных, «Ленька Пантелеев» может порадовать своей активной гражданской позицией, неоднократно выражаемой открытым текстом в форме наездов на «министра культуры не знающего в каком веке жил Довлатов» и «восхваление величия государства». Удивительно, как в свое время старик Бомарше умудрился сделать «Женитьбу Фигаро» ни разу не упомянув Морепа и австриячку.

Восхитителен абсолютно безумный диалог между Пантелевым и Смирновым на тему свободы и несвободы. Возможно, авторы спектакля планировали создать нечто величественное «Несчастная страна без героев – несчастная страна нуждающаяся в героях», но в итоге у них получилась чудная пародия на актуальный фейсбучный срач двух малосимпатичных идиотов.

В заключение, хочу отметить, что в безусловный актив спектакля следует внести игру актеров, прежде всего Анна Кочетковой и Владимира Чернышева (Пичугин). Трогательные песни асоциальных элементов так же берут за душу и вызывают у сентиментального зрителя скупые вздохи умиления. Зритель без особых страданий может посмотреть первый акт, а потом с чистой совестью и неиспорченным настроением идти домой.

Artem Kirpichenok

 

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *