В работе Jonatan B. Freeman et al. (2011) было показано, что одежда, и связанный с ней социальный статус, влияют на восприятие расы американцами. Двадцати испытуемым показали фотографии мужчин и женщин разной степени белизны, и их надо было расклассифицировать как негров и белых.
[При этом существенно, что именно взрослые американцы – в отличие от бразильцев или там европейцев – при первой встрече «автоматически» относят собеседника к какой-то расе и соответственно реагируют на него.Такие быстрые, имплицитные реакции указывают на неявные негативные стереотипы [1—2].
Если обычное лицо в норме у людей вызывает желание «улыбнуться в ответ» и прочие реакции необсуждаемой социальности, то чёрное лицо у белых американцев — «автоматический» поиск оружия в окружении. Белые американцы быстрее относят тот или иной объект к категории оружия, а не просто инструмента, если при этом показывается черное, а не белое лицо. Они более склонны интерпретировать афро-американцев как преступников в «подозрительной» ситуации, особенно если пострадавший — белый и пр.
«Психологи (Eberhardt et al, 2006) получили данные о людях, совершивших преступления против личности, по статьям, заслуживающим высшую меру наказания в судах Филадельфии в период с 1979 по 1999 года. Исследователи отобрали два типа дел: убийцей выступает черный, а его жертвами — белый или черный.
Затем команда независимых оценщиков, которые не имели понятия о целях эксперимента, ставила баллы по шкале стереотипичности африканского лица.
Не все дела закончились вынесением смертного приговора, правосудие же работает. Или нет?
График показывает, что быть прототипичным чернокожим повышает шансы получить смертный приговор в более чем в два раза (24,4% против 57,5%)».
(Источник mindware.ru)
Это создаёт нейрофизиологическую основу убийств чернокожих полицией или «активными гражданами», как в деле Циммермана.
Также белые американцы подсознательно ассоциируют негров с обезьянами; см.оригинал исследования, как расизм дегуманизирует своих жертв (и даже либералы предпочитали фото «осветлённого» Обамы).]
Так или иначе, исследования с использованием разнообразных измерений активности головного мозга, таких как метод связанных с событием вызванных потенциалов (ССВП), свидетельствуют о том, что имплицитная реакция на расу происходит в течение 100 миллисекунд. Однако те же самые люди могут демонстрировать недифференцированную реакцию на членов «другой» группы в устных отчетах или в своем поведении и часто даже не осознают какую-либо специфическую реакцию на то, что они видят.
Эта непроизвольная реакция на Кубе или в Бразилии отсутствует ввиду отсутствия длинной истории расизма.
В общем, когда человек был одет в деловой костюм, он казался испытуемым белее, когда в рабочий комбез – чернее. При этом особенно показательным было скрытое наблюдение за рукой испытуемого, держащей мышку. У многих из тех, кто формально определил цвет лица на фото правильно, перед этим рука пару раз дёрнулась в сторону подтверждения стереотипа, что в костюме должен быть белый, а в рабочем комбинезоне – негр.
В другом исследовании было показано, что сексизм и расизм – следствие одних и тех же свойств личности»
Исследователи изучили 802 жителя Страны Басков в возрасте от 18 до 65 лет: оценили уровень расизма и сексизма, а также отношение к другим культурам, личностные черты и чувство собственного достоинства.
К своему удивлению, учёные не обнаружили почти никакой связи между самооценкой и антиэгалитарными настроениями. Специалисты ожидали, что низкая самооценка способствует расизму и сексизму, поскольку она может заставить людей действовать более агрессивно и стремиться к доминированию.
«В то же время мужчины с более высоким уровнем враждебного сексизма описывали себя с помощью прилагательных, связанных с мужественностью: физически сильный, смелый, уверенный в себе, решительный, — отмечают исследователи. — Женщины, демонстрировавшие враждебный сексизм, характеризуя себя, тоже употребляли не слишком женственные эпитеты: не очень отзывчивая, не очень терпимая, не очень сострадательная, не очень сентиментальная».
Под враждебным сексизмом в данном исследовании понималась нелюбовь к женщинам в противоположность благотворительному сексизму, который считает, что женщины слабы и нуждаются в мужской защите. Доброжелательные сексисты описывали себя с помощью прилагательных, связанных с женственностью: сердечный, дружелюбный.
Исследователи также обнаружили, что сексисты, как правило, мало интересуются другими культурами и демонстрируют минимальную восприимчивость к межкультурному обмену. Они рассказали, что практически не общаются с иммигрантами. На их взгляд, приезжие слишком сильно отличаются от местных. Это справедливо для сексистов любого толка».
«Сексизм связан с авторитаризмом и склонностью к социальному доминированию, — отмечает исследователь. — Другими словами, сексисты принимают иерархию и социальное неравенство: они считают, что различные социальные группы имеют тот статус, который заслуживают, и убеждены, что социальный класс, к которому принадлежат сами, лучше остальных».
Отсюда вывод: «раса» — социальный конструкт, так же как и нация, т.е. в известном смысле иллюзия. Опять же понятно, почему «низшие» расы ли, нации, будут восприниматься как «чёрные»: из—за присущей нам склонности связывать нечистоту физическую и моральную. Раса конструируется расистами (нация – националистами) для того, чтобы выделить «низшую расу и установить себя на верху иерархии, низших же надо унизить, связав их бедность и зависимость от высших с их порочностью (тем более что объяснение бед угнетённых их порочностью, столь любимое консерваторами, нужно именно для сохранения выгодного им status quo).
Источник: socialcompas.com
Post your comments