Препарирование одного мнения о Средневековье

 

Довольно часто выражается мнение (начиная со слюнявых гуманистов эры 1960-х годов и интеллектуальных борделей, наподобие Франкфуртской школы), что, мол-де период Средневековья был более «гуманным» и «человеколюбивым», нежели период «Нового времени». В подтверждение этого взгляда говорится, что в Средневековье не существовало газовых камер, «тотальной войны» со всеми её прелестями типа планомерного истребления заведомо мирного населения, оружия массового поражения и всего прочего,что связывается с «варварством XX века». Так что же, может и вправду, лучше «назад, в замки»?

Между тем, не худо было бы взглянуть на средневековое общество, каким оно было в действительности, а не на экране или страницах художественных книг.

Прежде всего, средневековое общество — это общество голодное.

Фактически, большая часть средневековых людей вряд ли ела досыта сколь-нибудь регулярно: и я даже не столько о крестьянах, сколько о разного рода мелком рыцарстве (тут уместно вспомнить,что одними из главных стимулов для завлекания пополнений в военно-монашеские ордена с очень строгой для того времени дисциплиной была регулярная кормёжка и своего рода «пенсионное обеспечение» небоеспособных по старости или увечью рыцарей ордена).

Далее, это общество с высокой детской смертностью и не очень высокой продолжительностью жизни.

Это общество, где большая часть населения элементарно бесправна.

Для примера укажу на раннее Русское Государство. Его основным экспортным товаром весь IX, X, XI века были рабы, причём не полонённые чужеземцы, а свои же подданные. Основными покупателями были византийцы и арабы. Только с упадком торгового пути «из варяг в греки» и возвышением Владимиро-Суздальской земли с её новыми, более гуманными, более демократическими, более национальными порядками это самоедство прекратилось.

В других европейских державах того времени с этим было не лучше. Опять-таки громадный, непредставимый по нынешним временам ущерб средневековым державам наносили кочевники, которым до XVI века чрезвычайно тяжело было нанести решительное поражение. Скажем, монгольское нашествие на Русь не могло иметь успеха в XVI веке, когда Русь покончила с политической раздробленностью (постоянно присущей средневековым государствам).

Еще по теме:  Под власовским флагом вперед к победе Маннергейма?

Опять-таки, войны в Средние века велись ничуть не менее жестоко, чем позднее.

Достаточно вспомнить, что Чингисхан и его наследники истребляли десятки миллионов людей безо всяких современных средств истребления, и то же касается Тамерлана и турок. Более того, средневековые державы были державами с достаточно слабым пониманием своей национальной общности. Это чувство нации, общегосударственный esprit de corp появляется и усиливается именно по мере выхода той или иной державы из Средневековья: как, например, во Франции при Филиппе Красивом и Людовике Пауке, которые безо всякой пощады ломали типично средневековые структуры власти и господства в виде военно-монашеско-ростовщического ордена и космополитических аристократических кланов.

Ещё более важно отметить, что в пору Средневековья государства Западной и Восточной Европы были государствами отстающими.

Причем отставали  они не от «первой экономики мира» (до конца XVIII века это был Китай), но даже и от арабских держав (¡Арабских, Карл!) вплоть до монголов, будучи форменным захолустьем мира.

Тем не менее, сейчас всё чаще и чаще раздаются ностальгические вздохи по Средневековью. Упыри мечтают о том времени, когда кровь из людей можно было пить безо всякой маскировки и — что важнее — безо всяких компенсаций в виде затрат на «социальную инфраструктуру».

Р. В.

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *