Ошибки мышления

 

На мой взгляд, огромная проблема современных мыслителей об обществе в том, что в основном это технари. Их мышление отличается двумя особенностями.

1. Оно сформировано точными науками и бинарной логикой. Либо А, либо Б.

Если не все признаки социализма имеются, то это капитализм. Если не все трудящиеся работают по найму, то классов не существует. Если в капиталистическом мире есть и рабство, то истмат неверен. И так далее.

Дело же  в том, что общество сродни природе или человеку. То есть здесь нужен естественнонаучный склад мышления. В природе или в живом организме нет ничего стопроцентного, ничего абсолютного. Живые организмы не строго одинаковы, как, допустим, элементарные частицы. Они похожи друг друга гораздо менее, чем разные куски минерала. Кроме того, жизнь — это процесс, а не застывшее навеки состояние. То же самое относится и к обществу.

Здесь нужна не бинарная логика, а умение выделять главное, основной признак из кучи второстепенных, выделять основную тенденцию, работать с процентным соотношением,  видеть векторы развития и вообще тот факт, что общество куда-то движется. А с этим умением у нас очень-очень плохо.

2. Мышление технаря вообще не принимает в расчет человеческие чувства и эмоции. Нет, сам технарь наверняка их испытывает, но не считает нужным как-то рефлексировать, размышлять об этом. Но человек — существо, обладающее самосознанием, осознающее свое я. И отказываясь осознавать свои чувства, технарь делает эволюционный шаг назад, к обезьяне.
А уж тем более не существуют чувства других людей, не похожих на молодого здорового программиста 25-и лет! Поэтому все общественные модели, которые строятся и, что важно, становятся популярными, все эти вещи просто не учитывают.
Отсюда «строго общественное воспитание» с возраста одного года или раньше, изолированность людей будущего друг от друга. Непонимание, что человеку, например, нужны живые встречи с близкими, а не только общение по скайпу. Я как-то об этом упомянула, теперь постоянно вижу издевки и глумление — мол, я отрицаю значение Техники! Ну что же, вероятно, глумящиеся со своей женой, детьми и родителями общаются только по скайпу.
«А вчера из кухни в спальню
Мне звонит жена по скайпу,
Чем, мол занят, ну и в целом — как дела?» (с) Шаов

Еще по теме:  О полемических приемах противников ГМО

Ну и полный атас во всех этических вопросах, конечно. Тут я уже просто молчу…

Вроде бы в школе преподавали обществоведение. Да и в любом обществе, даже капиталистическом, что-то в этом роде преподают.

Но нет, почему-то очень многие рассуждают об общественных явлениях, исходя исключительно из своего опыта. «У меня в СССР не было стиральной машины, значит, СССР плохой». Хотя надо сравнивать, у скольких людей стиральные машины были и где, кроме СССР, они имелись в массовом количестве на тот момент. И затем рассматривать этот момент не отдельно, а во взаимосвязи со всеми элементами общественной жизни.

В смысле, отсутствие стиральной машины — это плохо, но выводы из этого могут быть сделаны самые разные.

Или «я хочу того-то», значит, если общество мне это не обеспечивает, оно ужасное. А то, что обеспечение «того-то» приведет к тяжелым последствиям для многих других людей не важно. Многие другие не существуют.

То есть мыслить об обществе в целом как о совокупности самых разных групп людей — просто непосильный труд. Только «я» и «мои родственники».

Так-то плевать, конечно, но ведь из этого целая пропаганда получается.

Tagged with:     ,

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *