Страны Африки южнее Сахары являются одним из традиционных рассадников малярии. Болезнь, в силу разных причин, наносит ежегодно серьёзный удар по экономике этих стран — они ежегодно теряют до 1,5% своего ВВП. И всё это только из-за одной болезни. Поэтому, минимизация распространения болезни играет важную роль в её ликвидации.
За последние пару десятков лет было сделано ряд серьёзных прорывов на этом направлении. С 2000-го года удалось снизить заболеваемость в два раза. Во многом это было достигнуто за счет контроля за каналами распространения заболевания: отслеживалось взаимодействие населения пораженных заболеванием районов друг с другом и с переносчиками болезни («векторы», отсюда «контроль за векторами«). Это довольно традиционный подход, но в современных условиях, благодаря возможности обработке больших массивов данных, собираемых со спутников, отслеживания перемещений людей по данным с GPS, построения ГИС-моделей местности и планирования возможных каналов распространения инфекции, — он стал крайне эффективным.
Это хорошо обосновывается в одной из статей, опубликованных в журнале PLOS Computational Biology. Авторы показывают это на примере ГИС-данных, собранных в районе озера Кариба, Южная Замбия, и анализа поведения населения региона и его возможного взаимодействия с паразитами, имеющимися в рассматриваемом регионе. По их мнению, необходимо жестко контролировать перемещение масс населения между деревнями и ликвидировать очаги инфекции, которые они «задевают» при перемещении, с параллельным контролем за остальными очагами, чтобы вначале просто резко снизить заболеваемость малярией, а потом и ликвидировать её в регионе.
Деревни рядом с озером Кариба, объединенные в кластеры при помощи компьютерной симуляции вместе с двенадцатью учреждениями здравоохранения.
Пространственное распределение двух видов переносчиков, регулирующих величину и сезонности передачи малярии в регионе озера Кариба.
Моделирование пространственно-временной вариации в распространенности инфекции на уровне выделенных кластеров.
Распространенность инфекций в районе озера Кариба через десять лет после намеченной даты ликвидации (2020 год) при разных сценариев вмешательства (отсчет ведется с 2015 года).
Ликвидации малярии в районе озера Кариба возможно при высоких уровнях контроля за каналами распространения инфекции и переносчиков, даже без распространения лекарственных средств, начиная с 2015 года.
Перемещение населения региона может нарушить успех программы ликвидации. Последнее требует контроля за маршрутами перемещения населения.
В такого рода мероприятиях и их профилактическим повторением, позволяющем купировать распространение инфекции, нет ничего принципиально нового. Более того, такого рода стратегии активно применялись в развитых странах и СССР ещё полвека назад. Вся разница, причем существенная, заключается в том, что Замбия и другие африканские страны — развивающиеся. У них проблемы с финансированием противоэпидемических мероприятий, и они часто вынуждены искать средства на стороне. Будут ли это крупные международные НПО, направленные на искоренение очередной тропической болезни, или ООН — не важно, поскольку тут вмешивается другой фактор. Это деньги. Международные доноры вынуждены закупать вакцины у фармкомпаний, и чем больше они их закупают — тем лучше. Люди лечатся, компании имеют небольшой, но устойчивый источник прибыли.
И никакого заговора — просто это выгодно. Правительство африканской страны получает помощь и ничего толком не делает, чтобы решить инфраструктурные проблемы, которые был облегчили искоренение болезней. Фармкомпании получают источник прибылей, небольших, но устойчивый. ООН — средства на борьбу с заболеваниями. Активисты НПО и миллиардеры-филантропы — славу и почет.
Все при деле, а между тем проблемы, которые можно было ликвидировать лет за 20-30, отравляют жизнь в несколько раз дольше.
Post your comments