«Артобстрелы нас не убили, но цены уж точно добьют»

Костлявые пальцы финансового кризиса, сомкнувшиеся на горле граждан Украины после падения гривны, дотянулись и до нас. Все же оказалось не так просто порвать с единоукраинским экономическим пространством, как это могло показаться многим протестующим в Горловке еще год назад. Наш город смог выжить после остановки предприятий, полугодичной неразберихи с органами местной власти и непрекращающихся месяцами артобстрелов. Мы даже умудрились мужественно принять и выдюжить экономическую и продовольственную блокаду. И вот к этому всему прибавился еще и финансовый аврал. «Продукты есть, да покупать их не за что, — услышал сегодня высказывание женщины на рынке. — Артобстрелы нас не убили, но цены уж точно добьют. Когда же продукты уже из России будут?» «Как только введут рубль, — ответила ей продавщица. — В девяностых из Ростова возили и сейчас будем. Это не так уж и сложно. Связи-то остались, да и поставщики уже готовы».

Вначале, традиционно, о войне. Буквально, несколько строк. В Озеряновке, Курганке и Никитовке время от времени слышно отдаленное «гупанье» артиллерии. «Ополченцы говорят, что это под Авдеевкой, — признался мне знакомый озеряновец. — Ну, в принципе, 20 километров… Вполне возможно. А так, по сравнению с началом и серединой февраля, тихо». В Никитовке говорят, что бои слышны со стороны Светлодарска и Новолуганского. Что касается ЦГР, то могу сказать, что одиночные «бахи» здесь были слышны 3 марта (об этом мне рассказали жители района «Универсама»). Один — в 00:07 и еще два — между 11:30 и 12:30. Кроме того, время от времени в западной части Горловки (лично я это слышал днем 3 и 4 марта) слышна работа крупнокалиберного стрелкового оружия и минометные «гупанья». По словам знакомых из ВСН — тренировки. А по другим данным, 3 марта был обстрелян район поселка шахты им. Гагарина.

Пока канониры проводят учения, мирные горловчане ведут неравный бой с «горгонами цен». Сегодня можно сплошь и рядом увидеть окаменевших возле ценников людей. Да чего греха таить, я и сам то и дело впадаю в ступор от увиденного под товарами в супермаркетах и на рынках. 27 февраля в моей голове зародилась потрясающая мысль — нужно сходить на оптовые базы (что по ул. Минина и Пожарского) и купить сахар, подсолнечное масло, консервы и т.д.. Нашел бутылки по 800 мл. подсолнечного масла за 27,5 грн. Стал в очередь (над кассой было написано «Розница отпускается на сумму выше 50 грн.») и прождал минут 20. Было это около 08:30. А потом вышел грузчик и сказал: «Мне влом таскаться за розницей. Кому надо — приходите после 11-ти». В голове отчего-то возникла мысль: «Какой может быть порядок в стране, когда у нас грузчики по своему желанию устанавливают принципы торговли?».

Нашел подсолнечное масло «Хуторок» (895 мл) в «Аверсе» напротив ОШ № 1 и литровое чугуевское за 30 грн. Точно такое же на рынке уже стоило 33-34 грн. К слову сказать, что сегодня в «Аверсе» тот же «Хуторок» уже стоило 39,99 грн. А на рынке на «подсолнечное» цены доходят до 45-48 грн. Сахар сегодня почти сохранил свою цену — 24-26 грн. «А у нас на Комсомольце на рынке в понедельник кило сахара стоило 47 грн.», — поделился своим «открытием» приятель из западной части города. Одна из самых возмутительных цифр недели — 75-80 грн. за килограмм селедки. Я бы даже сказал, что она стала «притчей во языцех». Яйца на рынках достигли 23-24 грн. за десяток, хотя в том же «Аверсе» их можно купить еще за 20,50. В «Амсторе» три десятка продают уже за 75 грн.

Еще по теме:  Быть горловчанином

Кстати, единственный оставшийся в Горловке «Амстор» (по пр. Ленина) переживает не самые лучшие времена. Торговая площадь сокращается (методом сдвига полок), а товаров становится все меньше и меньше. Хотя цены здесь зачастую ниже рыночных. Например, мякоть свинины тут стоит 90 грн. за кг, в то время, как на рынке она уже по 120-130 грн. Есть развесная гречка по 21,6 грн. за кг. А вот картошка приблизилась к рыночной цене — 9, 99 за кг. На базаре она на копейку дороже. В «Аверсе» картофель пока еще по 7,5 грн. Здесь же пока самое дешевое куриное филе — около 65 грн. за кг. Да, и еще…. В «Аверсе» видел примерно такое объявление: «Уважаемые покупатели товар больше 2 кг./шт в одни руки не отпускается. Отсутствуют оптовые закупки».

Стремительно дорожает и алкоголь. Два литра пива за 34-37 грн. — это уже, почитай, норма. Еще 3 марта поллитровую бутылку водки в «Аверсе» продавали за 36 грн., теперь она стоит 40, а самая дешевая в «Амсторе» — 45 грн. Если говорить о 0,7 «огненной воды», то ниже 57 грн. уже нигде не найти. Растут цены и на сигареты. Например, «Белое солнце» в супермаркетах стоит уже 10 грн., LD — 15 грн., а Lucky Strike доходит до 25 грн. Отмечу, что в «Аверсе» и «Бруснице» до сих пор принимают карточки через интернет-терминалы (то есть те, где подключена функция интернет-банкинга). По ул. Гагарина есть магазины одежды (один из них — «Podium»), где также можно расплачиваться по карточкам. Также они производят переводы с карты на карту.

Еще в воскресенье менялы продавали доллар населению про 35 грн. (покупали по 32-33 грн.) Но главная причина роста товаров все же не валютные колебания. Дело в том, что пропускные пункты украинских военных в очередной раз повысили «подати». По рассказам знакомых предпринимателей, за каждую тонну товара они теперь требуют тысячу гривен. А с тех, кто везет продукты или живой товар — его часть. Доходило уже дело до того, что требовали отдать половину! И это при том, что получили денежную «компенсацию». «Такое чувство, что их перестали кормить волонтеры, а запросы у них остались те же, — возмущался мне по телефону знакомый. — То ли не верят, что долго тут простоят и потому гребут, то ли их совсем отрезали от довольствия».

Еще по теме:  О закате "боливаризма"...

В город начали возвращаться «беженцы». Поток пока небольшой, но слышу об этом все чаще и чаще. Приезжают, как из Украины, так и России.

По предприятиям. 3 марта прошел сбор коллектива Горловского машиностроительного завода. Обсуждались вопросы запуска предприятия, выборов руководства и хоть каких-то дальнейших перспектив. «Нас собирали возле ОШ № 17, но людей было так много, что собрание провели на улице. Постановили создать рабочую группу для решения организационных вопросов. От города был мэр и Александр Алипов. Перспективы — не радужные, но люди готовы работать От нашего цеха была примерно треть состава».

Со 2 марта на концерн «Стирол» начали выходить работники ремонтных специальностей. Планируется восстановление поврежденных в период января-февраля объектов предприятия. Большим спросом пользуется продукция горловского мясокомбината. Говорят, что города, которые сейчас находятся на территории ДНР и ЛНР, чуть ли не с рукам отрывают нашу продукцию. Ее даже в Горловке не особо встретишь, все идет на «республиканский рынок». Но поскольку снаряды повредили на комбинате часть оборудования, то мощности он пока не может нарастить. Да и все те же проблемы с сырьем, которое везут из Украины. А еще был возле горловского хлебокомбината. Удивило, что там висят три флага — ДНР, Войска Донского и… красный. По крайней мере, мне так показалось издали.

Цены на бензин и газ растут. Возле заправок выстраиваются стометровые очереди. Сегодня видел на улице троллейбус. С пассажирами. Электротранспорт, как всегда, молодцы. Продолжают свою работу и коммунальные службы города. Каждый день вижу мотающиеся туда-сюда аварийные машины КП «Вода Донбасса», горгаза и РЭСовцев. А возле ОШ № 8 идет какая-то глобальная замена труб «Горловстеплосетью». В районе «Универсама» 3 марта почти полдня не было света и тепла. Людей об отключении предупредили заранее.

P.S. Ну, и, конечно, тема субботников. Видел. Люди действительно сами убирают свои дворы и облагораживают придомовые территории. Мусорные баки превращаются в сверкающие кучи. Стекла очень много. Много и поваленных деревьев, которые коммунальщики пилят на дрова. Пообщался с людьми, которые убирают свои дворы. Говорят вот что: «Раньше не очень любила на субботники ходить, а теперь… Ну, особого желания тоже нет, но есть чувство долга. Мы такое пережили, что уборка — это как какое-то очищение. Кто-то рушит, а мы будет восстанавливать. Пусть даже так. По кирпичику, но город будет. Пусть плачут о нем те, кто уехал, а мы, оставшиеся, будем его своими руками поднимать».

Воронов

Фотография от читателя. Очередь за газовым топливом возле квартальского «Амстора».

 

Егор Воронов

Tagged with:     ,

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *