Что такое переход от буржуазного строя к социализму, если посмотреть на это глазами натуралиста? Это прежде всего резкое понижение накала конкуренции в обществе. Того, что в природе называется «внутривидовой борьбой». Не полное её исчезновение, конечно, но очень существенное охлаждение градуса этой борьбы.
Учитывая, какие колоссальные ресурсы (и в природе, и в человеческом обществе) тратятся на конкуренцию, это даёт обществу огромный выигрыш в историческом развитии. Средства, которые шли на бессмысленную «войну всех против всех», теперь идут на борьбу с внешними силами. И это приносит победу, успех — и в истории, и в эволюции…
Кстати, а можно ли найти в биологической эволюции похожие примеры? Конечно, можно, и самое первое, что приходит в голову — переход от одноклеточности к многоклеточности. Разумеется, клетки или отдельные органы в организме тоже конкурируют между собой, но несравненно меньше, чем разные особи. Иначе они просто рискуют погубить весь организм и погибнуть вместе с ним.
Так вот, переход к социализму — это и есть процесс, когда общество из «россыпи» отдельных особей, воюющих между собой, по-настоящему становится одним целым, единым организмом. Живущим не по законам хаоса, а по единому более или менее согласованному плану.
Что ж, наверное, для одноклеточных было настоящей трагедией, когда им пришлось утратить свою «свободу» и стать частями единого организма, подчиняться ему и служить его интересам. Или погибнуть. Были и колоссальные жертвы среди одноклеточных, связанные с этим переходом. Сколько триллионов особей не выдержали соревнования с многоклеточными и героически пали в борьбе за существование! Говорят, что злодеи-коммунисты уничтожили миллиард человек или около того. Но ведь это сущие семечки по сравнению с теми гекатомбами, о которых мы уже не помним, и которые потребовались эволюции при переходе к многоклеточности. Однако если бы не они, эти жертвы, то не было бы и нас, многоклеточных, читающих сейчас эти строки… 🙂
Не пора ли со всем этим завязывать? Ведь кончается это плохо…
Или очень плохо…
Виктор Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880).
Post your comments