«Мир перевернулся… Самое точное описание нынешнего Давоса – это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы». Можно с достаточной уверенностью сказать, что эти пронзительные слова патриарха российского либерализма Анатолия Чубайса в полной мере отражают тревожные, фрустрированные чувства постсоветской буржуазии, включая известную часть прогрессивной интеллигенции. Привычная система координат, которая сложилась в условном «свободном мире» с начала Холодной войны, и окончательно восторжествовала четверть века назад, по итогам поражения и развала СССР, рушится у нас на глазах. А впереди неизвестность, и начало какого-то нового витка истории, которой, как известно, давно было положено кончиться.
«Все это выражается формулами: мир, построенный после Второй мировой войны, рушится, его больше нет… Если говорить коротко, то мы говорим с вами о глобальном историческом процессе. Сейчас не поймешь, что происходит. В историческом процессе, в котором 1970-1980 годы прошлого века были апогеем либерализма, крах коммунистической системы, «тэтчеризм», «рейганомика», а поверх этого соответствующие идеологические работы, в том числе Фрэнсис Фукуяма с книжкой «Конец истории», смысл которой в том, что история закончилась, либерализм победил везде, и больше ничего не будет. После этого, как мы видим, происходит прямо противоположное», – подробно рассказывает об этом Чубайс, который делится своими впечатлениями от посещения крупнейшего форума финансово-политической элиты планеты.
Известно, что Анатолий Борисович давно считает себя большим поклонником творчества фантастов Стругацких. Так что он мог бы использовать в своем интервью выдуманное ими сочное ругательство «массаракш» – что дословно означает «мир, вывернутый наизнанку». Хотя, скорее всего, в дискуссиях на полях швейцарского форума и без того хватало непечатных слов в оценке нынешней ситуации и ее грядущих последствий. «Авторитетнейшие мировые лидеры, аналитики, журналисты используют в описании всей нынешней ситуации термины, которые вообще запрещены были в публичной речи: «идиотское решение», «решение, сделанное идиотами», «дебилы» и так далее», – самокритично сообщает об этом Чубайс.
Впрочем, надо заметить, что представительский состав нынешнего Давоса сам по себе говорит о том, какой существенный кризис переживает сейчас этот глобальный правящий класс. Большинство ведущих политиков Европы – включая Ангелу Меркель, Франсуа Олланда и Терезу Мэй – едва ли не демонстративно проигнорировали швейцарские посиделки в кругу неолиберальных интеллектуалов. Из президентов европейских стран на форуме присутствовали только глава Эстонии Томас Ильвес и украинский президент Петр Порошенко, который провел в Давосе беседу с наследным принцем офшорного княжества Лихтенштейн – исключительно важную для интересов своей воюющей нищей страны.
Единственным политическим тяжеловесом, который приехал в этом году на альпийский курорт, был председатель КНР Си Цзиньпин – и сейчас очень умилительно слушать, как известный своим принципиальным антикоммунизмом Анатолий Чубайс расточает комплименты выступлению лидера Компартии Китая, объявляя его последним рыцарем и защитником открытого свободного рынка. Что, в общем-то, тоже показывает, насколько перевернулся наш мир.
Однако, фигура «товарища Си» была в этом смысле единственным исключением. Основной контингент участников форума представляли отставные политики из уходящей эпохи золотого века неолиберализма, которые только подчеркивали собой ее символический конец. К примеру, «украинский завтрак» миллиардера Виктора Пинчука украсил своим присутствием бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон – человек, проигравший референдум о выходе из Евросоюза, который, наряду с Хиллари Клинтон, является главным политическим неудачником минувшего года. В наказание за это ему пришлось общаться с киевским мэром Виталием Кличко, который развлекал публику своими познаниями в политической географии – заявив, что Украина является самой большой европейской страной и в два раза превышает своими размерами Францию. Уже из этого комичного эпизода вполне очевидно, что интеллектуальный и политический КПД подобных дискуссий близок к нулю, и они давно утратили всякий смысл. Политическому истеблишменту Европы с очевидностью нечего ответить на вызовы социально-экономического и идеологического кризиса неолиберального капитализма, который так долго преподносили нам в качестве единственно возможной сегодня политической системы и эталонного образца для развития постсоветских стран.
Надо сказать, что Анатолий Чубайс прекрасно видит тупик, к которому пришел в итоге победоносный мировой марш неолиберализма. Он не постеснялся констатировать этот кризис, заявляя, что последние мировые события должны заставить его единомышленников обновить и пересмотреть свои «фундаментальные ценности». Чем, правда, скорее подтвердил утверждения об их полном банкротстве.
«Я как раз считаю, что мир однозначно демонстрирует необходимость обновления фундаментальных либеральных ценностей. Это, кстати говоря, требование не только к глобальному либерализму, но и к российскому либерализму, который прошел очень похожую историю за те же самые двадцать пять лет. Я глубоко убежден в том, что, во-первых, у либералов сейчас при всей тяжести ситуации открывается очевидный вызов, очевидный запрос, очевидная необходимость на переоценку фундаментальных либеральных ценностей… Речь, как мне кажется, скорее, идет не о катастрофе либерализма, а о кризисе либерализма. А это разные вещи. И в этом смысле, если либералы сумеют сделать правильные для себя выводы, это означает, что они сумеют не просто из нее выбраться, а сумеют оседлать и возглавить новую волну», – говорит Чубайс, стараясь закончить свой рассказ о давосских ужасах на оптимистической ноте.
Но не фальшивит ли эта нота? Ведь дело не столько в «Брекзите» или победе правого популиста Дональда Трампа, который умело сыграл на массовом недоверии к коллективно выступившим против него элитам. К примеру, тот же Кэмерон успокоительно говорил на форуме о том, что Британия покидает Евросоюз только де-юре, а Трамп и его команда все равно будут играть по давно сложившимся правилам, и все как-нибудь устроится в привычном для завсегдатаев Давоса виде.
Дело в том, что кучка лицемерных политиков и сверхбогатых финансовых спекулянтов, которые привыкли к тому, что они управляют судьбами мира, беззастенчиво используя его в интересах своей социальной касты и прикрывая это пропагандой с насквозь фальшивыми идеологическими клише, вдруг почувствовала у себя под ногами неприятное ощущение пустоты.
Они видят, что их пресловутые «ценности» – которые, на деле, всегда определялись курсом ценных бумаг – объявлены несостоятельными и отброшены, а их безграничное прежде влияние впервые за многие годы поставлено под сомнение. Все понимают, что ответственность за мировой кризис целиком лежит на плечах чиновников и финансистов, и никто не верит в то, что они способны исправить его последствия. Вполне возможно, что этим когда-нибудь займутся обыкновенные люди, которые давно исключены из политики и никогда не бывали на альпийских курортах – когда они разочаруются в консервативной программе трампов и поймут, что могут рассчитывать лишь на самих себя.
Такое будущее внезапно оказалось возможным – и это приводит в ужас тех, кто собрался сейчас в Давосе.
Андрей Манчук
Post your comments