Гориллы-мобстеры — есть ли повод говорить об эволюции поведения?

Ученые-приматологи зафиксировали не характерные для горилл коллективные нападения на мужских особей вида. Всего таких нападений было зафиксировано 3 за последние 15 лет. Нападения были зафиксированы впервые за более чем 40-летнюю историю наблюдений за гориллами в руандийском исследовательском центре Карисоке.

Статья об этом появилась в Nature Scientific Reports, а её публицистическое описание в ArsTechnica.

Согласно описанию нападения, горилла Иншути попыталась увязаться за группой горилл, как, внезапно, подверглась коллективному нападению. В нападении участвовали не только самцы горилл, но и женские особи и молодняк. Получив несколько ран, Иншути сбежал, а скоординированное нападение закончилось так же внезапно, как и началось.

«Это самая неожиданная и разрушающая все стереотипы вещь, которую я только увидела за все мои годы наблюдений», — заявила Стейси Розенбаум, исследователь поведения горилл из центра Карисоке.

Причина, или причины, вызвавшие столь неожиданную реакцию по отношению к Иншути не ясны до сих пор, хотя первое нападение было зафиксировано в 2004 году. Тем не менее, у исследователей есть несколько гипотез.

Группы, состоящие из нескольких мужских особей имеют тенденцию к организации коллективного нападения.

Гориллы считаются «вежливыми гигантами», но обывательское представление далеко от реальности. По заявлению Розенбаум, этот вид приматов мог бы послужить своеобразной «иконой детоубийства», настолько они харатерны для них. Однако, в отличие от шимпанзе или людей, гориллы не были известны до сих пор в качестве вида, осуществляющего скоординированную групповую агрессию особей одной группы против особи того же вида.

Тем более, что мужские особи горилл неохотно общаются друг с другом, предпочитая вести относительно замкнутый образ жизни в группах, во главе которых обычно стоит один альфа-самец, есть несколько самок и из детеныши. Агрессия взрослых самцов сопровождается чаще всего битьем себя в грудь, тем не менее, схватки, заканчивающиеся смертью противника также фиксируются. Однако, это сильно отличается от убийственных атак или рейдов сплоченной группой шимпанзе, которые координируют свои действия.

Демография атакующих групп

Самцы (взрослые)

Самки (взрослые)

Молодежь

Дети

В 2004

8

11

6

4

В 2010

13

11

13

6

В 2013

4

3

1

1

Еще по теме:  Выбор прав

Одно из объяснений этому — риск. В схватке один на один риск быть убитым высок, а вот если у тебя за спиной три друга, то ситуация принимает совершенно другой оборот. Правда, нападать втроем или вчетвером хоть и сподручнее, но требует некоторой координации усилий. В общем, групповое нападение позволяет снизить риск смерти, и таким образом, это социальное поведение рассматривается в качестве «эволюционно выигрышного».

Изменения в поведении горилл стали фиксироваться с 1990-х годов. В силу ряда причин стали образовываться группы, в которых было несколько мужских особей, в некоторых случаях были даже зафиксированы нарушения внутригрупповой иерархии, а также достижение межполового паритета — количество взрослых мужских и женских особей практически сравнялось. Ранее, группы напоминали «гаремы». Некоторые приматологи считают, что внутригрупповые изменения привели к поведенческим изменениям, то есть три групповых нападения, которые зафиксировали в 2004, 2010 и 2013 годах, не являются совпадениями.

«С одной стороны, это не очень хорошо, но с другой стороны показана вероятность того, что это не видоспецифичная черта», — говорит другой приматолог центра (прим. Указанием на видоспецифичность поведения приматов, он показывает свою наклонность к социобиологии).

Приматологов в этом случае интересует гибкость поведения особей вида. Коалиционное поведение и насилие не являются жестко прошитой опцией — либо есть, либо нет — скорее, оно зависит от условий.

Условия приводящие к групповому насилию у горилл не ясны.

Такое нехарактерное поведение сразу же породило несколько вопросов:

  • почему некоторые гориллы стали жить в группах с несколькими взрослыми мужскими особями?
  • может быть нападение на Иншути было строго индивидуальным? Ведь он единственный, на кого нападали два раза из трех? Может все дело просто в нем? Правда, тогда встает вопрос, что делать с гориллой, на которую напали в 2010 году и убили, что с ней было не так?

В качестве ответа на первый вопрос, ряд приматологов, например, Розенбаум, выдвинули следующую гипотезу: все дело в плотности популяции. Группа, которую наблюдают в центре, не просто восстановила свою численность (у горилл численность вида держится на крайне низком уровне), но даже увеличила её, приведя к тому, что Розенбаум называет в статье «неустойчивым размером группы». При этом, конкуренция за еду, по словам коллеги-приматолога, отпадает, поскольку группа живет в «громадной посудине с салатом» — еды должно хватать на всех.

Еще по теме:  Почему мы не боремся против абортов

Быть может, высокая плотность сбивает всех мужских особей в крупные группы, не давая завести свои собственные «гаремы»? Быть может, человеческая деятельность, которая сокращает лесную площадь проживания горилл, приводит к этому? Увы, исследователи считают, что никакая из версий не является действительно убедительной. Короче говоря, приматологи перебирают кучу версий, но объяснений новому поведению пока что не нашли.

Стоит ли спекулировать на этих фактах?

Хотя приматологи наблюдают параллельно идущие изменения в поведении животных и изменениях состава групп, определенной связи найдено, пока что, не было.

Если бы её нашли, то по утверждению другого приматолога, Тэда Бартлета, это был бы:

«важный вклад в исследования внутригрупповой агрессии. Я думаю, сложно вывести любые строгие заключения об эволюции коллективных убийств или выгоды, получаемой участвующими в этом особях».

Розенбаум соглашается с этим мнением, заявляя о том, что эволюционных последствий для группы, вероятно, не наступает даже в случае убийства самца, и что наблюдаемое поведение может исчезнуть также быстро, как и появилось.

Понятное дело, что можно было бы долго спекулировать на тему того, как «полигамия спасет человеческий род от убийственной агрессии и взаимоуничтожения», но лучше это все же оставить «научным фантастам», — это их хлеб, они с этим лучше справляются. Лучше обратить внимание на другое. Хотя, приматологи в опубликованной статье полагают поведение животных в большей степени генетически наследуемым, в отношении человека у них такой уверенности нет. По их мнению, культурные нормы поведения, как отражение общественного развития, регулируют проявление агрессии и поведение людей в обществе. Иначе говоря, социальное у человека превалирует над биологическим.

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *