Компания «Алфавит», более известная как Гугл, решила осчастливить всё человечество, приняв участие в его спасении от москитов, переносчиков инфекции. Первыми под удар попали переносчики вируса Зика, комары вида Aedes aegypti (1). С ними решили бороться весьма продвинутым способом: компания разрабатывает автоматическую систему производства ГМ-комаров этого вида, которые потом будут выпущены в природу. Особенностью этим ГМ-комаров является то, что они не способны оплодотворить самку своего вида (либо, являются переносчиками бактерий, которые убивают комариное потомство) и, таким образом, «естественно» ликвидируют популяцию переносчиков. Однако и к этому методу, и к самому направлению за которое взялся Гугл — есть вопросы. Начнем по порядку.
Производство ГМ-комаров, точнее ГМ-насекомых, началось не вчера и более того, это производство и его применение сейчас в США регулируется в рамках того, что называют «биопестицидами». Первыми, по крайней мере официально зафиксированными, были исследователи из фирмы Oxitec. В 2009 году они участвовали в выпуске более 3 млн. ГМ-москитов на Каймановых островах. Особого секрета в это не было, однако, у местного сообщества никто и не спрашивал. Если фирма и запрашивала какое учреждение, то это были местные медицинские подразделения. Необходимость выпуска обосновывалась тем, что москиты вышеупомянутого вида не были эндемичным видом для островов и разносили не только и даже не столько вирус Зика, тогда не он был в новостных передовицах, сколько лихорадку Денге и Чикунгуью (2).
Сутью уже того применявшегося метода было то, что переносчиками заболеваний у москитов этого вида были исключительно самки. Кстати сказать, другой близкий вид — Aedes albopictus не настолько эффективен как переносчик болезни. Поэтому, компания сосредоточилась именно на виде aegypti. ГМ-вид нес в себе ген, который приводил к массовой гибели потомства москита (до 95%). Принцип работы был прост: комар нес в себе LA513 транспозон (3), который кодировал tTА (тетрациклин-репрессируемы
Согласно компании, ГМ-москиты получили распространение в таких странах как Малайзия, Бразилия, Каймановы острова и Панама. Точнее будет сказать — все эти страны служили испытательным полигоном для отладки биопестицидных ГМ-технологий. Согласно компании, её решение было чуть ли на 30% более эффективно по сравнению с применением специализированных инсектицидов (4).
Однако, как выяснилось, это была не одна такая попытка и более того, весьма вероятно, что обо всех попытках внедрить ГМ-насекомых, которые уже были проведены, мы просто не узнаем. В 2011 году, когда Oxitec обнародовала свои данные по применению ГМ-москитов на Кайманах, выяснилось, что у компании были «натянутые отношения с фондом Билла и Мелинды Гейтс» (5). Ведущий на тот момент исследователь Фонда не подтвердил, что у его работодателей и британской компанией были какие-либо дела. Однако, позже выяснилось, что Фонд сотрудничал с компанией во время выпуска в Мексике другой партии ГМ-насекомых. Правда, они уверяли, что никаких нареканий ни от Фонда, ни от местных властей не было, поэтому «попытка была успешной», чтобы это ни означало. В случае же Каймановых островов, после 11 недель популяция уменьшалась на 80% и этот уровень удерживался на протяжении оставшихся 7 тестировочных недель (6).
Видео от фирмы по теме, кратко объясняющий что к чему — https://www.youtube.com/
По мере роста пробных запусков в разных странах, рос и объём сообщений об удачных и не совсем удачных результатах. Основная проблема заключалась в том, что, в результате экспериментов было доказано, что некоторая часть москитов доживала до взрослого состояния (до 5%). Фирма об этом не сообщала. Более того, опасения многочисленных экологических организаций были вызваны тем, что уменьшение одного вида, могло повлечь рост популяции другого вида, а именно Азиатского тигрового, который бы заместил уничтожаемый вид в качестве переносчика. И это было самое начало. В 2015 году New York Times написала, что выпуск москитов на Каймановых островах имел ограниченный успех. Количество заразившихся лихорадкой Денга практически не изменилось. Компьютерное моделирование, так же якобы показало незначительность уменьшения популяции дикого комара. Более того, из-за того, что многие москиты обитали или могли обитать в местности, которая могла быть отбработана тетрациклином, складывались опасения, что произойдёт рост выживаемости самок москитов с потомством, что в дальнейшем должно было привести к изменениям уже у самих москитов, в частности, экологи заявляли, что москиты станут более устойчивы к применяемым ГМ-методам.
Однако, пока они пугали общественность, новая тропическая напасть — вирус Зика — спутал все карты. И, как результат, власти Каймановых островов, уже нисколечко не таясь, открыто разрешают Oxitec выпускать ГМ-москитов, на этот раз «заточенных» против того же вида, но носителей вируса Зика (7).
Всё бы в конечном итоге осталось без громких последствий — экологи негодовали, правительства использовали свои страны и население в качестве полигонов для испытания новых ГМ-технологий, а ТНК зарабатывали деньги, — если бы американское Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) не решило, что в борьбе с вирусом Зика необходимо предпринять экстраординарные усилия. Так что, компания, которая вдоволь натренировалась на населении, скажем так, не совсем развитых стран, пришлась в самую пору.
В качестве полигона для испытаний был выбран небольшой архипелаг Флорида-Кис. Правда, на нем не было ни случаев заболевания вирусом лихорадки Денге (с 2009 года), ни, на тот момент, вирусом Зика, но FDA это не останавливало. Не было? Это не важно, врач сказал в морг, значит в морг. Понятное дело, что первыми заголосили экологи, которые не столько цитировали результаты не вполне удачных прошлых попыток Oxitec (к тому моменту купленных биотехконцерном Intrexon), сколько к соблюдению демократических процедур — население должны быть согласно на испытание, а если согласится, необходим постоянный контроль со стороны общественности.
Шумиха была поднята серьёзная — более 270 тысяч людей подписали петицию с протестом против тестирования.
«Люди во Флориде не дают согласия на ГМ-москитов или на то, чтобы быть морскими свинками в этом лабораторном эксперименте, который должным образом не изучен правительством. Мы требуем научное обоснование, а не маркетинговую шумиху. Главное, определить относительную важность среди менее рискованных, более экологически устойчивых, низкой стоимости и естественных альтернатив», — заявил представитель одной из основных экологических организаций, которые возглавляли протест.
Всё бы так и оставалось на уровне препирательств и обмена колкими нотами, но тут вмешались исследования. В журнале PLOS было опубликовано исследование, которое утверждало, что применение ГМ-москитов не всегда является экономически рентабельной мерой при борьбе с вирусом Зика (8). Расходы тянули на почти 2 млн.$ в год на каждые 50000 городских жителей и почти 400 тысяч каждый последующий год для купирования носителей вируса и их ликвидации. Сумма значительная, а что касается протестующих жителей, то как раз 8 ноября они решат, что же им делать.
Вернемся теперь к всемирно известной Империи добра. Её новый проект Verily будет заниматься проблемами общественного здоровья, вот в частности препятствовать распространению вирусов Зика и лихорадки Денге.
Планы у компании следующие (9): будут созданы специализированные автоматические устройства для выведения и размножения ГМ-москитов, будет создано специализированное ГИС-ПО, которое позволит их отслеживать, а после визирования планов испытаний — москиты будут выпущены из автомобилей в соответствующих городах. Правда, тут придется сильно поконкурировать с Фондом Гейтсов, которые уже потратили десятки миллионов долларов на ликвидацию лихорадки Денге и у которых уже есть планы испытать свою новую «лечебную программу» в Медельине, Колумбия, и Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Что действительно неожиданно, так это то, что решать проблему будет Линус Апсон, ранее возглавлявший разработку Chrome. Вот казалось бы, где браузер, а где биотехнологии, и тем не менее, Апсон рьяно взялся за дело. Ситуация подогревается тем, что вирус Зика занесен в США, а будущий экс-президент Обама уже пытался пробить 1,5 млрд.$ на решение проблемы с ним. В общем, деньги, если что, будут. Так что, даже если Verily устроит промоакцию с ликвидацией москитов, как минимум они заработают большое спасибо от своего же МинЗдрава, а там глядишь и новые контракты появятся, а если нет — ещё лучше. Make America great again — используй отечественные биотехнологии.
Правда, с учетом уже известных проблем, Апсон говорит, что они в любом случае перед выпуском москитов вначале будут узнавать мнению местного населения. «Это не как запуск потребительской Интернет-услуги», — заявил он.
По утверждению Апсона, они проделали большую работу, опросив кучу экспертов, расспрашивая о различных случаях, даже тех, где речь даже не шла о передаче вируса человеку (например, проблемы с популяцией эндемичных видов птиц на Гавайях, где они страдают именно от москитов).
Предварительно, рассмотрев также метод применяемый Oxitec, Verily остановились на, как им кажется, более безопасном: москиты будут заражаться бактерией Вольбахией. Результатом должно быть заражением бактерией самки и такое оплодотворение ей яиц, после которого из них не развивается потомство. В общем, эдакий «контроль над рождаемостью».
Использование вольбахии в эдаком качестве довольно неплохо исследовано и более того, подпадает в США под регулирование со стороны соответствующих органов, будучи классифицируемой в качестве «биопестицида». Кроме ответвления Гугл, компания Mosquito Mate из штата Коннектикут уже потихоньку тестирует этот метод в долине Фресно, Калифорния, и в Лос-Анжелесе.
Надо отметить, что стерилизация мужской особи насекомых-вредителей вообще проводится в США уже на протяжении десятилетия, если не больше. Скажем, МинСельхоз США при помощи радиации стерилизует самцов фруктовой мухи и выпускает их в Калифорнии. При помощи такой вот стерилизации удалось выдавить из Техаса и загнать уж за Панамский перешеек личинку мясной мухи, которая досаждала крупному рогатому скоту.
В общем, основная проблема со всем этим — кто будет платить? Ведь такого рода мероприятия осуществляют государственные органы. В целом, вероятнее всего, с ними будет найден тот или иной компромисс, а вот что более ценно в технологии, разрабатываемой Гугл, так это то, что процесс отделения мужских особей от женских будет происходить автоматически. Дело в том, что на данный момент этот процесс производится вручную, путем сепарированием, встряхивая, куколок через фильтр.
В общем, даже если Verily сможет автоматизировать процесс отбора куколок — это будет серьёзный задел на будущее. А в остальном — посмотрим, во что это выльется. Чего, чего, а средств во всех смыслах этого слова и у США, и у Гугла для решения проблем с вирусами Зика, лихорадки Денга и чикунгуньи хватает.
Примечание:
(1) см. Википедию — http://bit.ly/2aNCQrk
(2) рекламный материал Oxitec, с описанием метода ликвидации популяции комаров на Каймановых островах — oxitec.com/programmes/
(3) Транспозон — http://meduniver.com/
(4) Работа «Multi-modal Aedes aegypti mosquito reduction interventions and dengue fever prevention», журнал Tropical Medicine and International Health, декабрь 2009 г. — http://bit.ly/2dHtCRm
(5) см. Science (330, 1030–1031, 2010)
(6) Журнал Nature — http://www.nature.com/nbt/
(7) ВВС — http://www.bbc.com/
(8) PLOS — http://blogs.plos.org/
(9) http://bit.ly/2dxHEU9
Post your comments