Интересы РФ, КНР и США постоянно сталкиваются на разных рынках и континентах. Разногласия и вовлечение РФ и США в гражданскую войну на Украине спровоцировали то, что стали называть «Новой холодной войной», которая, как и ее предыдущий аналог, затронула много стран. В этом противостоянии Китаю уделяется большое внимание как потенциальному союзнику РФ. В реальности такого союза нас постоянно пытаются убедить многие российские патриоты.
В одной из статей в Foreign Affairs даже приводилось 6 причин, почему это союз возможен и будет успешен. В ответ Джозеф Най написал в Project Syndicate текст, в котором поставил подобный альянс под вопрос. Однако Хуэй Фэн (Huiyun Feng), эксперт из DIIS (Датский институт международных исследований, как и многие его аналоги, обеспечивает информацией МИД) в The Diplomat отмечает, что авторы пишут о двух сторонах одной медали.
Будущее альянса лежит в отношениях в первую очередь с США: если Америка слишком сильно уронит цены на нефть, если НАТО еще ближе продвинется к границам РФ, если ситуация в пограничных с Китаем морских акваториях ухудшится из-за действий Вашингтона, это может подтолкнуть обе страны, не особо расположенные друг к другу, к союзу.
Предпосылки
У России и Китая есть территориальные претензии к окружающим странам: РФ присоединила Крым, Китай оспаривает острова у Японии, Вьетнама и других государств Юго-Восточной Азии. И Россию, и КНР не устраивает современный мировой порядок: их верхушка считает, что с ними обходятся несправедливо. Не смотря на это, у них нет общего взгляда на то, в какую сторону должен измениться сложившийся мировой порядок.
Исторически еще во времена «Холодной войны» страны занимали разную позицию по мировым проблемам. Это различие никуда не делось. Не смотря на схожие этнические проблемы (Синлзян и Тибет — Чечня и Кавказ в целом), даже на некоторую общность позиций, во время войны с Грузией в 2008 году Китай крайне равнодушно, если не холодно, отреагировал на действия РФ.
Торговый дисбаланс и стратегические разветвления
Торговля между КНР и РФ постоянно растет, достигнув 95 млрд $ в 2014 году и почти 100 млрд — в 2015-м. В 2014 году был заключен контракт (стоимостью в 400 млрд $) на 30 лет (2018-2047 гг.) на поставку газа. Однако тут есть дисбаланс: КНР вывозит в первую очередь нефть, газ, вооружения. Причем, ведущим партнером для РФ остаются страны Евросоюза, а для КНР — США и Гонконг. С другой стороны, КНР — второй торговый партнер у РФ, а вот РФ для Китая — всего лишь восьмой, с 2% торгового оборота. Иными словами, ради союза Китай не пожертвует рынком США, а РФ — рынком ЕС.
Второй момент: ускоренное подписание контракта с Китаем в большей степени оказалось выгодным для Китая, которому крайне нужны энергоресурсы. Одновременно с этим Китай, одновременно не желает «садиться на российскую иглу» и ищет другие возможности обеспечить себя энергопоставками, в первую очередь — из Средней Азии, которая традиционно рассматривалась РФ в качестве своего «заднего двора». РФ, в свою очередь пытается выйти на энергорынки Японии, Индии, Монголии, Южной Кореи, Вьетнама и, конечно же, КНДР. Это заставляет беспокоиться китайских партнеров. Так, заключение контракта с Вьетнамом в оспариваемой с КНР зоне рассматривалось некоторым китайскими аналитиками, как «удар в спину». РФ же обеспокоена «Шелковым путем», который может сильнее привязать Среднюю Азию к Китаю.
Торговля военными технологиями также далека от идиллии: РФ опасается конкуренции Китая на этом рынке, поэтому не стремится передавать ему новейшие разработки. С другой стороны, РФ передает военные технологии и поставляет современное вооружение сопернику КНР Вьетнаму (в 2009 году ему было передано несколько подводных лодок, причем более современных, чем строилось для Китая).
Противостоящие «идентичности»
КНР считает себя «азиатской державой» с глобальными амбициями, РФ пытается создать свою ось клиентов в Азии. Установленное ими в конце 1990-х годов, на фоне расширения однополярного мира, стратегическое партнерство, скорее является дипломатическим инструментом в конкуренции за внимание со стороны США. И сейчас они скорее соперники, нежели партнеры. Причем, это соперничество будет углубляться по мере усиления китайского влияния в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и Средней Азии, а также по мере ослабления РФ, что было уже видно на встрече G20 в 2014 году.
В эту играют трое
Сейчас рано говорить об «альянсе» или «партнерстве» между РФ и КНР, поскольку в мировой политике нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы, которые различаются у обеих стран. Не смотря на усилие двусторонних отношений, только сильная угроза со стороны Запада заставит КНР и РФ сильно сблизиться экономически и в военном отношении.
Чтобы избежать этого, Хуэй Фэн считает целесообразным для США пересмотреть отношения с РФ, поскольку санкции и изоляция не помогут решить украинский кризис. Кроме того, Штаты могли бы пересмотреть свои отношения в азиатском регионе, и это, вероятно, позволило бы сбалансировать тройственные интересы.
В качестве заключения
Иначе говоря, одни эксперты боятся возможного альянса между РФ и КНР, а другие указывают на проблемы при самом его рождении.
Важное указание на гибкость США: не давить, не дать сформировать нежелательный для себя (и, как это ни странно, для самих РФ и КНР) альянс. Но даже без усилий со стороны США, РФ и КНР активно конкурируют на различных рынках, которые они пытаются закрепить за собой, обманув соперника. Некоторые из этих рынков, такие, как Юго-Восточная или Средняя Азия, рассматриваются верхушками стран, как имеющие важное стратегическое значение. Последнее только увеличивает разногласия и соперничество между двумя странами.
Таким образом, чтобы оставить США в роли «принцепса», который улаживает отношения с двумя «варварскими федератами», Штатам необходимо аккуратно разграничить поле деятельности с КНР, не давая им усиливаться у себя в подбрюшье, а также усиливать страны-соседи, выводя их из под влияния как КНР, так и РФ.
Кристо Аргириди
Post your comments