«Огонек», 2007, №44:«1932 — хлебные бунты в СССР, поводом для которых послужило резкое повышение цен на продукты питания. Наиболее драматически события складывались в городе Вичуга Ивановской области, где забастовщики, захватив здание горкома партии, ОГПУ и почту, объявили о свержении советской власти. На подавление мятежа были брошены войска, в ходе боев было убито несколько сотен рабочих. Кстати, после событий 1932 года в стране разрешили открыть колхозные рынки и выделять рабочим земельные участки под огороды».
Хлевнюк: «Дети в г. Вичуга в начале 1932 г. были переведены с нормы 100 г. хлеба в день на 60 г. в день».
Реальность:
1) Разумеется, дело было не в повышении цен. Автор «Огонька» не знает, что тогда рабочие снабжались продуктами по карточкам, соответственно по копеечным ценам. Дело в том, к весне 1932 г. у государства почти иссякли запасы хлеба, что было следствием неурожайного 1931 года и срочной помощи Украине семенами и хлебом. Пришлось экономить, пришлось урезать карточные нормы. Карточные нормы ведь устанавливались просто: вот у нас в наличии столько продуктов, их и делим. Конкретно в Вичуге местная власть пустила ситуацию на самотек, поэтому срезала нормы резко с 12 до 8 кг хлеба в месяц для рабочих и с 8 до 4 кг для иждивенцев. Ладно бы карточки, но там и по кооперативным магазинам было повальное воровство, бедный ассортимент, сами карточки отоваривались издевательски (не успел выбрать норму к концу месяца – ее аннулировали) и т.п. Поэтому именно резкое снижение норм и стало причиной всеобщей забастовки рабочих Вичуги.
2) Хлевнюк очевидно вообще документы сам не смотрел. Был такой факт: при проверке питания детей в яслях и детских садах выяснилось, что норма выдачи детям хлеба в 100 гр. не выдерживалась, фактически выдавалось 60 гр. Т.е. никто детей на 60 гр. не переводил, и речь вообще идет о питании только в детсадах, дома само собой дети получили норму иждивенца 8 кг в месяц (после снижения должны были получать 4 кг). И само собой детям в детсадиках давались горячие блюда и напитки, скорее всего молоко. Наверняка рецепты в тот момент были самыми простыми, но о голоде детей нет никаких упоминаний. Вообще, 100 гр. – это четверть современной буханки, при обильном горячем питании дети вполне могли столько не съедать.
3) Судьбу бунта решили не войска, которых никто не кидал «на подавление мятежа», вполне достаточно было самого факта ввода дополнительных контингентов милиции и армии. Судьбу бунта решил срочный приезд Кагановича, который разобрался в ситуации, поменял руководство, ликвидировал несправедливости и злоупотребления и придумал, как облегчить положение рабочих. Кстати, он объяснял рабочим, что правительство в сложном положении и не может помогать им за счет других, — пусть берут огороды и сами тоже не сидят сложа руки.
4) Я даже не знаю, как там можно было придумать бои с убийством сотен рабочих. Боев не было вообще. Была общая забастовка. Были собрания и митинги. Были избиения рабочих, которые отказывались бастовать. Были погромы зданий райкома, милиции, ОГПУ, был контроль над почтой. Были избиты чекисты и милиционеры. В конце концов чекистам надоело быть мальчиками для битья и они, укрывшись за ворота, которые уже трещали под напором толпы, дали залп. Как потом докладывали: «вверх, но возможно кто-то пальнул прямо»… Погиб один человек, вроде бы еще был один ранен. Толпа разбежалась.
13 июля 1932 г. начальник ЭКУ ОГПУ Миронов доложил Кагановичу, что «всего по Вичугским событиям к ответственности привлекалось 32 чел. … Из всех арестованных осуждены: в к/лагерь – 8 человек и остальные в ссылку на разные сроки». «Одновременно ПП ОГПУ Ивановской области ведется следствие по делу о к-р организации в областных планирующих и снабжающих организациях»
Таким образом, вместо сотен убитых рабочих в боях с войсками мы имеем одного убитого шальной пулей, даже позднее никто из рабочих-организаторов не был расстрелян.
Post your comments