SAFTU (Южно-африканская федерация профсоюзов) возникла в апреле в результате объединения 24 профсоюзов, включая NUMSA (Национальный профсоюз металлистов) и FAWU (профсоюз пищевиков и работников смежных отраслей). Таким образом, создана новая рабочая конфедерация с общим количеством профсоюзных членов в 700 тысяч человек (предыстория создания боевой конфедерации рассказана в февральской статье Патрика Бонда). Ниже опубликовано заявление SAFTU в честь памяти шахтеров «Мариканы», расстрелянных 5 лет назад. Возникновение SAFTU и расстрел в «Марикане» имеют определенную взаимосвязь. Именно после «Мариканы» множество членов COSATU, в который ранее входили NUMSA и FAWU, радикализуется и окончательно перестают поддерживать АНК (Африканский национальный конгресс), что открывает новые революционные перспективы перед рабочим движением ЮАР.
SAFTU: памяти жертвам Мариканы.
16 августа 2012 года навсегда останется в нашей памяти, мрачный день для всех южно-африканских рабочих, когда произошел расстрел 34 забастовщиков – 16 убитых на копях «Мариканы» и 18 на малых копях.
Одни прятались за скалами, другие пытались сдаться, когда были хладнокровно расстреляны полицией, большинство было убито в спину. Ранее еще 10 человек убито в стычках между рабочими1. Общее количество жертв возросло до 44 человек, еще 38 получили серьезные ранения.
Южно-Африканская Федерация Профсоюзов солидарна со всеми пострадавшими в ходе террора, семьями и сиротами, потерявших близких, которые продолжают бороться за полную компенсацию без всяких бюрократических проволочек .
Южно-Африканская Федерация профсоюзов солидарна с профсоюзом, организовавших рабочих, Ассоциацией горных и строительных рабочих (AMCU).
Федерация не остановит кампанию, пока не наказаны убийцы рабочего класса, необходимо привлечь к суду и вынести приговор, не только стрелявшим полицейским, но также всем тем, кто планировал расправу и отдавал приказ открыть огонь.
SAFTU отказывается принять, также как и NUMSA «псевдо-извинения» Кирилла Рамафоза (бывшего профсоюзного лидера NUM), который в 2012 году являлся членом совета директоров компании Лонмин, работодателя рабочих «Мариканы», и перед расправой, призвал менеджмент «принять соответствующие меры» против забастовщиков.
Ирвин Джим, генеральный секретарь NUMSA сказал, что «извинения Рамафозы после происшествия 5-ти лет только пустые слова. Рамафоза, обладая властью в совете директоров, мог бы улучшить условия жизни шахтеров, но не делал ничего».
Убийство рабочих стало гигантской личной и семейной трагедией и служит жестким напоминанием о том, что капиталистическая система неразрывно связана с насилием, основанном на эксплуатации рабочих.
Работодатели стремятся максимизировать прибыль, извлеченную из неоплаченного труда рабочих, и потому не готовы повысить зарплату буровиков до 12 500 рэндов в месяц, крайне умеренное требование для столь опасного и сложного труда особенно с учетом, что именно такую сумму получает исполнительный директор компании каждый день.
В классовых терминах расправа над рабочими в «Марикане» означает, что правительство Африканского Национального Конгресса всегда на стороне собственников капитала. До сих пор ни один управляющий или политик не понес ответственности за развязанный террор. Арестованы и понесли наказание только рабочие, которые участвовали в межпрофсоюзных стычках.
Ленин определил государство как инструмент правящего класса. Расстрел в «Марикане» снова подтверждает правоту марксизма-ленинизма, которого придерживается множество членов SAFTU.
Насилие в индустрии
«Марикана» не стала первым случаем расстрела горняков в Южной Африки. В течение национальной забастовки в 1946 году – 1246 человек ранено, и официально объявлено о 9-ти убитых, хотя их количество сильно занижено. Аналогичное количество смертей с 400 ранеными было во время большой забастовки 1987 года.
Насилие тогда было вызвано расистским режимом апартеида. При этом режиме к рабочим относились также жестко, как и ко всему черному населению. Но перемены в 1994-ом как казалось установили конституционное право на мирный протест рабочих и сообществ.
Однако государство продолжает насильственно подавлять протесты, также как при апартеиде, как было в «Марикане», при борьбе за доступные и качественные коммунальные услуги, во многих других забастовках, акциях, демонстрациях рабочего класса.
Поэтому федерация была возмущена, когда министр полиции Фикиле Мбалула предупредил о неприемлимости ущерба частной собственности, т.к. он не хочет повторения трагических событий «Мариканы». «Нужно воспитать наших людей, я не хочу другой Мариканы, когда полиция открыла огонь и погибли люди».
Как тогда заявило SAFTU: Весьма аморально для памяти жертв «Мариканы» утверждать, что рабочие ответственны за насилие полиции в тот роковой день. Комиссия Фарлам подтвердила, что полиция преследовала и расправлялась с протестующими, некоторые преступления полицейских рассматриваются в суде.
Все граждане Южной Африки имеют право выразить протест на улице, их митинги нужно защищать, а не преследовать. И даже если демонстранты начинают громить собственность, что SAFTU никогда не делала и не будет делать, федеральная полиция SAPS необходимо арестовать нарушителей и доставлять их в суд. Предполагать, что нарушителей на демонстациях нужно убивать как рабочих в «Марикане» полностью противоположно ценностям общества, которое мы хотим построить.
Новый демон — потеря рабочих мест
Рабочие подвергаются опасностям не только на протестах и забастовках. Они работают на шахтах с опасными и вредными условиями труда. Тысячи погибли в результате несчастных случаев, сотни тысяч страдают от профессиональных болезней.
150 лет колониальные белые работодатели-капиталисты эксплуатировали черных, мигрантов-рабочих на опасных шахтах, с нищенской оплатой, принудительным поселением в варварских общежитиях (отдельно мужчины и женщины) вдали от семей.
Жертва мучеников «Мариканы» не была напрасной, бастующие горняки «Мариканы» победили и добились повышения зарплаты. Один из лидеров Молефе Феле сказал City Press, что «Многое улучшилось. Когда идешь на смену, видишь, что парковочная зона расширяется, т.к. рабочие могут позволить приобрести машину – что достигнуто августом 2012, к сожалению, ценой множества жизней».
Но он также сказал «как только зарплата, условия труда улучшились, они столкнулись с другим «демоном» – сокращением рабочих мест в горной индустрии.
Именно. Повышение зарплаты более, чем компенсируется массовым сокращением – за прошлые 5 лет индустрия потеряла 70 тысяч рабочих мест.
Только за последний месяц Sibanye Gold уволила свыше 1,500 горняков на шахте Cooke за незащищенную забастовку и планирует сократить еще 7 400 рабочих. AngloGold Ashanti, третья крупнейшая шахта по добыче золота может сократить 8 500 рабочих мест, треть своей южно-африканской рабочей силы, т.к. запасы золота в двух шахтах уже истощены.
Потеря рабочих мест связана вероятно с спадом спроса на минералы и отказом от углеводородного топлива.
Много уволенных борются за восстановление через суды, как 91 рабочий компании Кумба, которые уволены во время забастовки на шахте Sishen в октябре 2012.
Другим результатом сокращения в индустрии стало появление 6 тыс. заброшенных шахт возле городов, включая «Марикана», которые угрожают здоровью и безопасности граждан и являются экологически опасными для страны.
Жители «Мариканы» видели свыше 5 тысяч новостей с обещаниями обеспечения жилья компанией Лонмин, но по прежнему живут в разваливающихся лачугах без воды и электричества. Активист местного сообщества «Мариканы» Наполеон Вебстерсэйс говорит: Нет крыш, нет канализации, нет школ… их поселили в лачуги… здесь нет даже дорог».
Зама-замас
Потеря работы привела к взрывному росту зама-замас, которых часто владельцы шахт и медиа ошибочно называют «нелегальными шахтерами».
В реальности они безработные рабочие, бывшие шахтеры, которые нашли единственный путь прокормить свои семьи, рискуя каждый день своей жизнью. Они также эксплуатируется торговцами, которые покупают руду и получают гигантскую прибыль без всяких налогов.
Зама-замас часть тысяч неорганизованных, эксплуатируемых и незащищенных рабочих, которые не охвачены профсоюзом. Они не нарушают закон, но служат свидетельством национального кризиса занятости, бедности и неравенства, который усугубляется разграблением ресурсов коррумпированными политиками и бизнес-элитой.
Их труд необходимо легитимизировать, демократически и безопасно организовать добычу руды в местном сообществе, исключая коррумпированных торговцев. SAFTU ставит одну из первостепенных задач – прием и организацию таких рабочих.
Социалистическая экономическая трансформация.
Все эти проблемы в горном секторе результат как экономического кризиса, так и неолиберальной политики АНК, что привело к понижению статуса страны в рейтинговых агентствах и экономика начала сокращаться. Люди теряют работу, бедные становятся беднее, тогда как их богатые эксплуататоры, который правильно назвать белым монопольным капиталом, становятся богаче и богаче.
Федерация предоставила уведомление в соответствие с Разделом 77 закона о трудовых отношениях в Совет Национального экономического развития и труда (NEDLAC)2 с требованием правительственного плана для построения новой экономики роста с перераспределением богатства и земли, созданием возможностей для всех. Мы требуем полного устранения кризиса в образовании, здравоохранении и в общественном транспорте, и призываем к национальной забастовке в ноябре, если требования не будут выполнены.
Единственная программа, которая выведет нас из кризиса – радикальная экономическая трансформация, трагично для АНК, что оно от неё отказалось ради реализации программы «Роста, занятости и перераспределения» и «Национального плана Развития» (неолиберальных программ) , которые поддерживают монопольных эксплуататоров.
Только социалистическая экономическая трансформация, которая возвращает богатство и власть в руки большинства – рабочих и бедных людей через национализацию ключевых монополий в горном деле, финансах и промышленности под демократическим управлением и производственным планированием принесет выгоду всем южно-африканцам.
Лучший путь почтить память жертв «Мариканы» – построить социалистическое общество, в котором дети и внуки, могут жить в мире, процветании и равенстве.
Перевел Serij Nicol
1 Борьба между рабочими происходит между профсоюзом NUM, который поспособствовал изгнанию NUMSA из COSATU, и нацелен на умеренную политику. AMCU боевой и быстрорастующий профсоюз, который принял более радикальную тактику ради повышения зарплаты.
2 Раздел 77 Закона о трудовых отношениях посвящен протестным акциям рабочих для защиты своих социально-экономических интересов. Этот закон предназначен для урегулирования неразрешимого антагонизма. Согласно закону Nedlac стал органом «социального диалога» между рабочими и капиталистами.
Post your comments