Приход к власти Трампа и усиление правого лагеря в США привели к бурному подъему американских ультраправых групп. Усилились белые расисты, неонацисты, антисемиты и неофашисты всех видов, включая новомодных «альтернативных правых», с которыми заигрывал Трамп. Вплоть до того, что идеолог этого направления Стив Бэннон был назначен на высокий пост в администрации американского президента.
Предлагаемые правыми республиканцами реформы – урезание социальных расходов, ликвидация «Обамакейр», резкий рост военного бюджета, постоянные покушения на гражданские и политические права рабочих, женщин, трудовых мигрантов и меньшинств – вызывали противодействие, и миллионные акции протеста прокатились по всей стране.
Хотя противники Трампа из либерально-демократического лагеря пытались взять полный контроль над протестами, акции вышли за ограниченные рамки политической повестки Демократической партии. Попытки правых что-то противопоставить массовым акциям леворадикалов и либералов смотрелись жалко и неубедительно. На одной стороне баррикад собирались миллионы, на другой – сотни и тысячи. Столкновения между неофашистами и леворадикалами оставили улицу за последними.
Однако по ходу противостояния левые все чаще критиковались либеральными мейнстримными СМИ, которые, выражая точку зрения либеральной буржуазии, начали уравнивать действия левых радикалов и ультраправых. Отдельные авторы прямо доходили до того, что считали социалистов более опасными, чем фашисты.
О том, что неофашистские фанатики собираются провести очередной митинг в городе Шарлоттсвилле было известно задолго до столкновений. Формальным поводом к этому стало решение местных властей о переносе памятника генералу рабовладельцев Роберту Ли, который еще до начала Гражданской войны в США руководил карательной операцией против выступления лидера аболиционистов Джона Брауна.
Фашистское факельное шествие и наплыв вооруженных расистов должны были запугать местные власти и контр-демонстрантов – но этого не произошло. На улицах города произошли массовые столкновения леворадикалов и их противников-неофашистов. Фанатик-фашист Джеймс Филдс умышленно въехал на автомобиле в толпу левых, убив члена организации «Индустриальные рабочие мира» Хизер Хейер и ранив около 20 человек.
Это нападение является типичным террористическим актом, заимствованным из арсенала «Исламского государства». Однако, президент Трамп, чей отец сам был членом Ку-Клукс-Клана, принес лицемерные соболезнования пострадавшим и возложил вину за инцидент на обе стороны. Это заявление – прекрасное свидетельство того, как воспринимает ситуацию в стране американская буржуазия. Она не способна дать отпор фашистским группировкам, она боится любого народного подъема, она сравнивает социалистов с нацистами – и ее любовь очевидно на стороне последних.
События, которые пережила Украина после Евромайдана, показывают, какую важную роль играет сегодня политическая и уличная борьба за историческую память. Символы в виде монументов используются там для продвижения правой идеологии в общественном пространстве. Власть устанавливает памятники самым одиозным деятелям: Степану Бандере, солдатам дивизии СС «Галичина», а в городе Виннице в ближайшее время появится монумент Симону Петлюре, который был убит анархистом Шаломом Шварцбардом в отместку за еврейские погромы, которые совершали его атаманы. На фоне уничтожения памятников Ленина, Маркса, Энгельса, участников революций 1905 и 1917 годов, рабочих активистов, коммунистов, социалистов и анархистов, в стране массово возводят памятные знаки ультраправым политикам и боевикам, называя в их честь «декоммунизированные» улицы.
Появление таких памятников и названий улиц вызывает возмущение у множества украинцев, однако правый режим силой навязывает их обществу. Так, несмотря на то, что более 10 тысяч жителей Киева подписали петицию против переименования проспекта героя войны с нацизмом генерала Ватутина, власти попросту проигнорировали их позицию. Проспект будет называться в честь офицера гитлеровской армии, организатора карательных полицейских акций Романа Шухевича. Мирный пикет против этого переименования жестоко разогнали ультраправые боевики – при открытом покровительстве режима, который одновременно проводит беспрецедентные антисоциальные реформы, навязанные Украине при содействии США.
Не удивительно, что украинские нацисты активно поддерживают американских ультраправых, которые защищают символы рабовладельческой Конфедерации. Более того, они с восторгом встретили новости об убийстве антифашистской активистки в Шарлоттсвилле. В целом можно сказать, что американские ультраправые копируют действия своих украинских собратьев во время Евромайдана. Они используют ту же символику, ту же тактику уличного насилия с применением различных видов оружия, тот же формат факельных шествий, который напрямую восходит к традиции гитлеровских штурмовиков.
Украинский опыт показывает, насколько опасными становятся такие движения, если они не встречают своевременный отпор со стороны прогрессивных социалистических движений и силой навязывают обществу господство своей идеологии и своих героев.
Мы, коммунисты Украины и России, приветствуем активную борьбу против позорного расистского наследия в США. Мы выражаем солидарность коммунистическим и рабочим организациям США, которые выступают сейчас на переднем фронте антифашистского сопротивления. Всем, кто борется против господства финансового капитала и всех форм эксплуатации человека человеком.
Рабочий Университет им. И.Б. Хлебникова
Новое коммунистическое движение
Post your comments