Практически все ожидали, что лейбористы проиграют внеочередные выборы тори. Весь вопрос заключался только в одном — как они проиграют? Тереза Мэй, глава Консервативной партии, идя на выборы была уверена, что её партия подтвердит уже имеющееся в парламенте абсолютное большинство. И не просто подтвердит, но и усилит его.
К этому были предпосылки. Во-первых, выборы объявлялись в том момент, когда Тори были на коне: Брекзит закончился удачно, Великобритания выходит из Евросоюза. Эта победа, чтобы она ни значила, в большей степени связывается с консерваторами, чем с UKIP, которая после неё моментально скатилась до абсолютно ничтожного состояния.
Во-вторых, расчет был на, что Лейбористы так и не смогут оправится от вялотекущего внутреннего кризиса, когда власть в партии у «радикала» Корбина оспаривает старая парламентская гвардия, которой приходится даже тело Тони Блэра вызывать на подмогу. Очередное разгромное поражение должно было окончательно уничтожить позиции Корбина в партии и дать прийти к власти «благопристойным» лейбористам — удобным «мальчикам для биться», которые не могут ничего стоящего предложить взамен проводимой консерваторами политики.
В-третьих, на подобный исход работала вся пресса Британии: от Гардиан до откровенно желтых таблоидов типа The Sun и им подобных. За несколько дней до выборов были теракты, которые, это уже традиция, должны были усилить позиции тори и ухудшить положение лейбористов.
В общем, несмотря на опросы, которые показывали, что Лейбористы выступят не хуже, чем на прошлым выборах, мало кто рассчитывал, что они сумеют превзойти их результаты. Особенно во гласе с «радикалом» Корбиным.
Итог был неожиданным для всех, начиная от самих лейбористов и заканчивая британской прессой. Последняя уже заявила, что «Корбина мы недооценили, а Мэй мы переоценили». Теперь, ровно те же самые СМИ, которые ещё пару дней назад сокрушенно качали головой и предрекали близкую (и, как они надеялись, окончательную) смерть «радикального лейборизма», теперь вынуждены давать слова «настоящего победителя выборов«, который призывает… к отставке Терезы Мэй.
Результатом выборов стала утрата Тори абсолютного большинства в парламенте, что означает не только необходимость заключения коалиционного соглашения (Лейбористы уже отказались от него), но и ухудшение их законодательных перспектив: от «штамповки законов» придется отказаться, придется договариваться, а в ряде случаев, когда необходимо то самое «абсолютное большинство», придется терпеть нападки «радикала» Корбина, согласовывать с ним законы, а то и отказываться от некоторых из них.
Кроме того, что Тори потеряли ряд мест благодаря Корбину, его личность во главе партии сказалась даже на политических позициях Шотландких националистов — они тоже стали терять места в Парламенте. У них по нескольку мест отобрали Либеральные демократы, Тори и Лейбористы.
Лейбористы вряд ли могли выиграть на этих выборах, но с Корбиным они их проиграли так, что сумели нанести политический урон победителям. Для улучшения своих позиций Тори остается надеяться на то, что власть у их противников, так или иначе, поменяется, не зря же тело Блэра откопали из политического небытия.
Post your comments