Инквизиция и патриотические блогеры Средневековья

Вчера не спалось, решил выяснять — приговаривала ли испанская инквизиция всех жителей Нидерландов к смерти 16 февраля 1568 года или нет. Ладно, быстро выяснилось, что не приговаривала, но оставался вопрос, откуда пошла эта байка.

И тут открылись бездны. В прямом смысле этого слова. Если кратко, то пропагандонская херня, которую несли протестанты, ничем, в сущности, не отличается от раннехристианской херни в отношении античного язычества и иудаизма и позднехристианской херни в отношении ислама. У католиков один только Бах(ф)омет — один из вариантов произношение Мухаммеда — в качестве дьявола чего стоит.

То, что несли протестанты, — ровно тоже самое. Конкретно эта деза для голландцев была сочинена в 1570-х годах не в Виттенгене. Личность автора не установлена до сих пор. Но самое интересное другое, в XVI веке в Голландии ходило море патриотических памфлетов, которые устанавливали связь между батавским сопротивлением Риму и тогдашним сопротивлением Испании Карла и Филиппа. Вообще извивы пробуждающегося национального сознания — это нечто.

Например, безумно популярны были выдуманные списки жертв инквизиции и имперских солдат. Море памфлетов, в которых никто не скупился на ругань в отношении испанцев. Национальная история выдумывалась просто на ходу: появлялись неизвестные герои, от античности до «наших», в смысле XVI-XVII века, дней, придумывались неизвестные войны, заводились новые права, которых у тамошних городов никогда не было, зато пущеная в ход фальшивка делала свое дело. И вот уже город Гент, скажем, выступает оружно и людно с криками «не дадим тупым испано-папистам утащить и запятой из наших исконных правовых статусов!».

Самое потрясающее, что все это, включая насаждаемый в XVI-XVII веках патриотический миф в Британии, было детально исследовано в конце 1970-х — начале 1980-х годов в совместных трудах англо-голландских историков. Целые конференции проводились на эту тему:

Еще по теме:  Эрдоган создает ИГ у границ России

Могу сказать только одно: очень жаль, что их результаты не были доступны раньше. Очень многое становится относительно понятно в плане формирования национального мифа и его представлений, а также националистической риторики, если внимательно присмотреться к первым буржуазным революциям в Европе — голландской и английской.

Tagged with:     ,

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *