Протестантская этика и дух милитаризма

Популярным, распространенным мнением является, что именно некая «протестантская этика» помогла протестантским странам обойти католические в экономической сфере за счет того,что «протестантская этика» помогла возникнуть капитализму. Что же, посмотрим на протестантские регионы XVI века.

Это нищая как церковная крыса Скандинавия, это захолустная Северная Германия, это центрально-европейская Чечня — Швейцария, это северные Нидерланды сильно менее развитые,чем католические Южные ( будущая Бельгия), это Англия, которая гораздо менее развита в экономическом отношении, нежели католическая Франция. Короче говоря, на экономически развитые районы, где есть предпосылки для зарождения капиталистической экономики это не весьма похоже, в отличие от прекрасно развитых именно в экономическом, протобуржуазном отношении католических городов Рейнланда и южной Германии, северной Италии, северной Франции.

Но раз так, то что же помогло протестантским странам опрокинуть своих более сильных в экономическом, денежном отношении соперников? Это была именно готовность к неограниченному применению насилия. Как только стало ясно, например, что антверпенская торговля остается за Испанией, то нидерландские гезы не мудрствуя лукаво попросту блокировали устье Шельды, удушив Антверпен блокадой. А англичане и вовсе сделали грабеж основной отраслью своей экономики еще в Столетнюю войну, так что при англиканских королях они попросту продолжили эту свою деятельность с гораздо большим размахом. Галликане-французы, впрочем, не отставали от протестантов в усилии разорить дотла ближнего своего — французские короли едва ли не с ножом у горла своих буржуа требовали от тех, чтобы они брали у генуэзцев займы под более высокие проценты, чтобы лишить испанцев итальянских финансов.

Вот что пишет о специфическом протестантском душевном настрое наш выдающийся генерал и историк А.А. Свечин:

«Очищая веру, уничтожая пышные обряды, внося упрощения в костюм и образ жизни, кальвинист, однако, не делался монахом, презирающим материальное богатство; деньги для него являлись орудием борьбы, в деньгах представлялась скрытая власть, кальвинист выделялся своей бережливостью, переходившей в скупость, и на свои сбережения основывал крупные банкирские конторы и торговые фирмы. Скупо одетый, никогда не улыбавшийся, вечно занятый кальвинист являлся или офицером наемных войск, или фабрикантом, или ростовщиком. У кальвинистов и пуритан жизнь — это непрерывное исполнение долга. Они вырабатывали в себе волю, были методичны, не тратили лишних слов, обдумывали выражения, не давали хода своей фантазии, работали сами, не покладая рук, и не терпели бездельников.
Неуступчивость, воинственность, раздражительность, жадность к деньгам, педантизм, беспощадность к человеческим слабостям, преследование всего яркого и самобытного, высоко развитое чувство собственного достоинства-г вот характеристика, которую дает пуританам Р. Виппер{124}. «Пуританизм и милитаризм — близнецы», «пуританизм, милитаризм и капитализм требуют тождественных добродетелей» — вот лейтмотив труда профессора Зомбарта{125}. «

Немаловажную роль в таком упоре на военный настрой сыграло то,что протестанты внимательно изучали Ветхий Завет, который в большинстве своем представляет собой летопись перманентных войн еврейского народа со своими соседями, проникнутый духом самого резкого национализма. И это ощущение того, что они находятся на войне было перенесено протестантами и в мирную жизнь, со всеми вытекающими последствиями. В самом деле, как можно идти на какие бы то ни было переговоры и уступки папству, если это Вавилонская Блудница, заклятый враг любого честного христианина? В этом отношении протестанты просто перестали считать католиков истинными христианами и стали относиться к ним ровно так же, как католики относились к язычникам-туземцам в колониях, воспринимая всякий компромисс лишь как передышку для дальнейшего наступления и собственного усиления.

Еще по теме:  О нефтяном проклятии России

Таким образом, первенство в экономической сфере протестантскими Англией, Голландией и т.д. было добыто не «духом капитализма» и потворством Невидимой Руке, а вовсе наоборот — применением стального государственного кулака для поддержки своего производителя, а главное — для целенаправленного разорения конкурентов.

Рубен Вартанян

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *