Парадоксы российского рынка труда

— Представь, я своим работягам уже полгода
зарплату не плачу, а они все ходят на работу и ходят!
— Слушай, а если с них плату за вход брать?
— Да я пробовал уже… Так они в понедельник утром
приходят, а в пятницу вечером уходят!
бородатый анекдот

Тру-марксисты очень любят рассуждать о стоимости рабочей силы. Пожалуй, это вторая по популярности тема после рассуждений о (не)стоимостном характере услуг.

Особо упорные товарищи даже начинают высчитывать «истинную» стоимость воспроизводства рабсилы, включая туда поездки на Багамы, корм хомячку, ремонт курятника на даче у дедушки и прочие «необходимые» расходы. Видимо, они верят, что если они когда-нибудь сделают «чугунный» расчёт того, сколько стоят все блага, которые могут понадобиться работнику, чтобы он был счастлив и доволен, то капиталисты хлопнут себя по лбу и сразу же начнут платить сколько попросили.

Или же предполагается, что если высчитать «истинную» стоимость воспроизводства рабсилы, записав туда что душе угодно, и потом объявить, что т.к. зарплаты ниже этой планки, то типа и «рабсила» не воспроизводится, то от этого как-то сама собой произойдёт революция.

Между тем казалось бы очевидный аргумент: «Работают на такой зарплате и не бузят — значит, хватает» в голову теоретикам не приходит.
Что «абсолютное обнищание пролетариата» — модельный случай, как и снижение нормы прибыли, тоже не учитывается. На мой взгляд, зарплаты сейчас обеспечивают воспроизводство рабсилы плюс нехилую прибавку сверху, являющуюся результатом частично классовой борьбы, частично политики стимулирования спроса (т.е. оттягивания очередного кризиса перепроизводства).

Недавно я ознакомился с лекцией про рынок труда очередного Дядя из ВШЭ. Дядь вещал  в лучших ВШЭшных традициях — наблюдения (интересные), потом 20 листов трёхэтажных формул в иллюстрацию какой-то западной теории, а потом «оригинальнейший» вывод, что «надо улучшать институты».

Еще по теме:  Есть ли повод гордиться тем, что догнали СССР по продолжительности жизни?

Многие слайды Дядь даже не удосужился перевести (ну или решил, что все и так всё знают про Динамическую MNL-модель).

Однако лекция была небесполезной. Меня заинтересовало наблюдение, что российский рынок труда отличается от «классических моделей» тем, что при наступлении кризиса работников не увольняют, а сокращают им зарплаты. Наличие «серых зарплат» и «бонусных схем», когда половина зарплаты — это типа месячная премия, которую, вообще говоря, никто не обязан платить, существенно облегчают работодателям процесс урезания.

За 2015 год падение зарплаты произошло на 10-12 %, при этом безработица остаётся низкой, а занятость даже растёт! (тут я пользуюсь выводами приведенного исследования).
При этом «надтарифная» часть зарплаты оценивается в 30-40%, так что не нарушая никаких законов резать её можно такими темпами ещё пару лет.

Насколько я понимаю, раз «пипл хавает», то режется именно эта надбавка сверх стоимости воспроизводства.

Поскольку конца кризису не видно, то у нас есть хорошая вероятность досмотреть сиё действо до конца — т.е. до момента, когда стоимость рабсилы будет определена эмпирически. Она будет соответствовать уровню зарплат, при которых работники окажутся не в состоянии продолжать работать и дальше с необходимой работодателю отдачей, о чём мы узнаем по массовым выступлениям и увольнениям.

«Практика — критерий истины» (с)

vas_s_al

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *