Профсоюзы: работать на будущее

Сегодня ясно: Украину ждет только одно – дальнейшее усугубление экономического и социального кризиса. И, судя по всему, страну качнет еще больше вправо, так как элиты «европейской державы» не способны решать сложные проблемы, которые требуют сложных путей решения, списывая все на войну. А значительная часть общества служит объектом манипуляции этих элит – и самым ярким примером этой тенденции служит прошлогодний майдан.
В середине 90-х и в начале «нулевых» еще был шанс повернуть страну влево, в сторону серьезных социальных преобразований, когда тысячи рабочих выходили на забастовки против приватизации и задолженностей по зарплате, а народ выбирал на выборах политические партии, которые, по крайней мере, использовали социальную риторику в своей пропаганде. Но надо прямо сказать, что мы проиграли тот бой, не сумев создать должной альтернативы радикальным правым, не сумев организовать массовые рабочие организации под своим левым влиянием.
Можно бесконечно жаловаться на то, что правые давно вскармливались буржуазией, что государственная политика была направлена на воспитание патриота и националиста со школьной скамьи. Что у левых не было шансов, так как у правых была фора. Но при этом не стоит забывать, что и мы виноваты в своих бедах.
Мы не смогли понять, что ответственность за наши действия и бездействие, рутинная организационная работа с массами является единственным шансом побороться за них с националистами. Тяжелый и неблагодарный труд по созданию тех самых низовых рабочих организаций является для этого обязательным условием – хотя большинству левых всегда было лень и недосуг заниматься последовательной, системной работой по организации рабочего класса в борьбе за его интересы и права.
Теперь, в новой, неолиберальной и националистической Украине, нас ждет еще более тяжелая битва с государством олигархов и его правыми охранителями и защитниками всех мастей. Работа с массами, которая в мирное время была под защитой какого-никакого закона и буржуазно-демократических свобод, постепенно становится уголовным преступлением — «коммунистической пропагандой», «работой на Путина» и прочим «национальным предательством».
В середине декабря 2014 года, работники «Киевпастранса» (с которыми, будучи профсоюзным органайзером, пришлось поработать и мне) провели забастовку с остановкой трамваев в городе. Через день рабочие, участвующие в забастовке, и профсоюзники, помогавшие им, были объявлены агентами Путина. Две женщины даже попали в итоге в больницу, хотя дело пока еще обошлось без нападений представителей разнообразных добровольческих батальонов на бастующих рабочих. Но такая тактика борьбы с рабочим движением еще впереди – как и криминализация коммунистической идеологии.
Бывшие левые – нынешние национал-патриоты, поддержавшие майдан, даже сейчас, стыдливо отводя в сторону взгляд, иногда пытаются утверждать, что майдан – это как раз живое воплощение самоорганизации украинских масс. Но как так получилось, что еще год назад у нас на центральной площади столицы цвела и пахла народная самоорганизация и единение, а теперь все это куда-то испарилось? Как получилось, что те, кто говорил на майдане о самоорганизации, не имеют никакого влияния на процветающих как никогда ранее олигархов, которые банально попользовали их, чтобы прийти к власти?
Черно- и красно-коричневые сторонники майдана так и не определились с тем, что можно считать «самоорганизацией масс», понимая под этим доставку пирожков и борща на майдан, погромную охоту на «титушек» или организацию «женской сотни» для пропаганды майдана среди западных либералов, которых с самого начала смущало массовое присутствие ультраправых в центре украинских столицы. Я же со своей стороны считаю самоорганизацией создание действенных социальных движений, способных системно решать социальные проблемы на местах, руководствуясь принципом «мысли глобально, действуй локально». Таких, как домовые, квартальные гражданские комитеты или боевые, не подконтрольные власти или западным грантовым донорам профсоюзы, которых сейчас почти нет в Украине. Майдановский квази-протест, который не опирался на эти независимые социальные институты, организованные по территориальному или производственному принципу, по сути, представлял собой массовку для трибуны на площади, откуда выступали ультраправые политики или откровенные нацисты. Кухня, самооборона и медицинская служба майдана работали на их интересы, а теперь служат войне, а никак не интересам украинского народа.
Чуть больше года назад мы вместе с рядом товарищей организовали кампанию по созданию киевского профсоюза транспортников, для борьбы с задолженностями по зарплате и решения других системных проблем. Для того чтобы создать такой профсоюз на каждом подразделении необходимо организовать трудовой коллектив (в каждом подразделении работает чуть больше тысячи человек, почти с каждым нужно пообщаться, а подразделений — больше десятка), объединить этот коллектив, выявить лидеров, обучить актив, и начать организовывать самый действенный инструмент в профсоюзной борьбе – забастовку. Для того, чтобы организовать забастовку, а ваш актив как минимум не выгнали с предприятия, и как максимум – вы победили, нужно провести огромную работу как с людьми, так и с горой бумаг, законов, запросов и прочей волокитой.
Итак, вы сталкиваетесь с массой людей, которые чаще всего не верят в эффективность профсоюза. Рабочие через раз посылают вас в известном направлении, или выслушивают вас только из вежливости. А те, что за профсоюз (которых обычно единицы), считают, что активно принимать участие в его создании должны кто угодно, только не они.
Конечно, можно понять человека, который отказывается от этой рутинной работы – поскольку многие рабочие в итоге оказываются «не такими», как мечталось, когда ты вступал в левую организацию. Но есть ли какой другой, более эффективный метод работы с массами и зарабатыванием у них авторитета? Есть какой-нибудь альтернативный способ повлиять и направить экономические лозунги в политическое русло?
Думаю, никакого внятного ответа на эти вопросы от променявших свою левую идентичность на холуйство перед правыми активистов не последует. А уже вскоре легальная работа с теми же профсоюзами станет подпадать под статьи о запрете коммунистической идеологии и пропаганды. А значит, нам пора понять, что пришло время работать на будущее. Работать сознательно и тяжело. А для этого нужна дисциплина, последовательность, а также крепкая массовая организация, способная вести такую работу.
Светлана Циберганова, «Боротьба»
Еще по теме:  В марте в РФ произошел резкий рост числа трудовых конфликтов
Tagged with:    

About the author /


Related Articles

Post your comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *