Продолжаю удивляться взрослым людям, жившим в СССР и всё видевшим своими глазами, и продолжающим не понимать причин дефицита в магазинах государственной торговли СССР. Именно государственной. Хочу предложить таким людям провести мысленный эксперимент и представить, что завтра во всех магазинах страны снизятся цены на базовые продукты питания в 2-4 раза. Что произойдет? Эти продукты мгновенно будут раскуплены населением в течение нескольких дней. И мы все увидим знакомую картину из 80-х: пустые прилавки. Собственно такую картину мы часто видим в дни скидочных акций, когда продукты распродают со скидкой в 15-20% — пенсионеры и малоимущие тут же устраивают локальный совок: нормы в одни руки, очереди и в итоге пустые полки, где только что был сахар, гречка или еще что-то.
Но в СССР были такие места, где никогда не было пустых прилавков. Это магазины кооперативной торговли и рынки, где торговали теми же базовыми продуктами, но по рыночным ценам. Вот реальная фотография одного из кооперативных магазинов Перми 80-х:
Даже цены видны. Через систему такой, не государственной, а коммерческой и частной торговли в 70-80-е проходило примерно около одной трети продуктов. То есть имелся в СССР в немалом количестве народ, которые предпочитал не давиться в очередях за колбасой по твердой социалистической цене, а покупать ее по цене рыночной.
Насколько эти цены отличались от государственных увидеть можно на диаграмме, которую я сделал по данным справочника «Народное хозяйство РСФСР» за 1990 год:
Как видно из нее, цены различались весьма существенно в 2-4 раза на один и тот же продукт. Нужно ли продолжать объяснять азы того, что случилось в 1992 году, когда «победили» советский дефицит? Все цены стали рыночными, полки перестали быть пустыми, но производить и соответственно потреблять при этом россияне стали гораздо меньше, чем потребляли при т.н. советском дефиците:
От редакции: Советский дефицит выглядит понятно и резонно лишь с точки зрения капиталистической экономики. С точки зрения коммунизма это абсурд, которому необходимо было положить конец даже ценой урезания потребления основной части населения. То, что государство не смогло сбалансировать продуктово-денежную массу, говорит только об отсутствии политической воли и осмысленной политики. В чем смысл 8-часового рабочего дня, если после этого гражданин еще час-два вынужден проводить в очередях? Это десятки миллионов потерянных человеко-часов ежедневно. С тем же успехом эти люди могли бы работать — от этого в стране увеличилось бы количество товаров народного потребления.
1 комментарий
Pingback
03.10.2017 at 9:45 пп